Темы номера
«Большое спасибо, что отыскали и подтвердили мой трудовой стаж во Втором горпищеторге, существенно добавили общий стаж. А это значит, что без пенсии я не останусь».
Это строки из письма Ирины Ивановны К. из Рязани в адрес МКУ «Центр хранения документов» г. Хабаровска. Многочисленные письма, а также слова благодарности, оставленные посетителями в книге отзывов и предложений, очень важны для сотрудников городского архива. Они подчеркивают востребованность этой работы, позволяют видеть, как она помогает улучшать условия жизни граждан.
Подтвердите стаж работы
Городской архив хранит документы по личному составу ликвидированных организаций всех форм собственности (приказы, записки о приеме, перемещении, увольнении, лицевые счета и расчетные ведомости по начислению заработной платы работникам, личные дела, трудовые книжки). Казалось бы, что интересного в этих документах? Но когда приходит время оформления пенсии, граждане лихорадочно начинают искать информацию, подтверждающую стаж работы, размер заработной платы, а также возможность получения различных льгот. И вот тут на помощь приходит городской архив.
До 1990 года процедура получения необходимых для начисления пенсии сведений была проста и понятна. Гражданин обращался в отдел кадров предприятия, на котором работал, и быстро получал исчерпывающую информацию. После начавшейся в 1990-х годах приватизации и ликвидации государственных предприятий, а также появления коммерческих структур процесс получения справок усложнился, так как документы зачастую оказывались брошены или уничтожены работодателями. Невозможность получения необходимой информации для назначения пенсии из-за отсутствия документов создала большой общественный резонанс. Поэтому архивы стали принимать на хранение документы по личному составу ликвидированных предприятий и организаций.
В городском архиве хранятся документы таких крупных предприятий, как заводы «Сплав», имени Кирова, «Энергомаш», «Дальдизель», отопительного оборудования, картонно-рубероидный; городские больницы № 1 и 3; тресты «Дальсантехмонтаж», «Дальэлектросетьстрой», «Дальэнергомонтаж», «Дальтехмонтаж», «Дальтрансстрой», «Горремстрой»; производственное объединение «Чайка», мебельный комбинат «Заря», кондитерская фабрика «Спутник», авиационное предприятие «Дальавиа» и многих других организаций, на которых трудились сотни тысяч хабаровчан.
Самая значительная категория пользователей архивной информации — это люди, которые оформляют пенсии по старости или инвалидности. А чем может помочь архив более молодому поколению?
Проблема сохранности кадровых документов ликвидируемых в настоящее время организаций является очень актуальной, поскольку необходимость подтверждения стажа, в том числе льготного, размера выплаченного заработка, перечисленных налогов, начислений в государственные внебюджетные социальные фонды и других сведений о работе возникает достаточно часто у людей более молодого возраста. Это связано с утратой трудовой книжки и необходимостью при трудоустройстве на работу подтвердить свой профессиональный стаж и квалификацию, предоставления справок о заработной плате с последнего места работы для оплаты больничного листа, получения выплаченного подоходного налога при покупке недвижимости, оплаты за учебу, оплаты дорогостоящего лечения, при других обстоятельствах, связанных с потерей кормильца, получением пособия по безработице.
Во всех этих ситуациях сотрудники архива предоставят необходимые сведения, а при отсутствии на хранении документов проконсультируют, где могут храниться документы нужного предприятия. Исполнение социально-правовых запросов для обеспечения социальной и правовой защиты граждан посредством предоставления запрашиваемой информации является для сотрудников архива приоритетным.
Родословная без тайн
Работники архива отмечают повышение в последнее время интереса граждан к своим корням, желание найти информацию о близких родственников. Цели и мотивы у каждого могут быть свои. Одного привлекает идея отыскать максимальное количество данных о своих предках, другим это дает возможность подтвердить гражданство, защитить имущественные интересы. Специфика архива позволяет предоставлять только информацию, связанную с трудовой деятельностью граждан. Но в связи с тем, что подавляющее большинство промышленных предприятий и заводов в довоенное и послевоенное время были режимными, они имели так называемый первый отдел, осуществлявший контроль за режимом секретности. Именно поэтому в личных делах крупных предприятий имеются собственноручно написанные автобиографии работников, сведения о членах семьи. Эти документы представляют интерес с генеалогической точки зрения. Но поскольку такие архивные справки содержат персональные сведения, подобные запросы принимаются при наличии у заявителя соответствующих документов. Данная услуга является платной, так как генеалогические запросы не относятся к числу социально-правовых.
Обращения принимаются:
1) в письменной форме по почтовому адресу: 680020, г. Хабаровск, ул. Уссурийская, 6;
2) в форме электронного документа на электронную почту архива ardussu@mail.ru, через официальный сайт centrhd.ru в разделе «Запросы»;
3) лично в рабочие дни с 10.00 до 13.00, с 14.00 до 16.00 по адресу: ул. Уссурийская, 6, каб. № 2.
Консультации по вопросам получения архивных сведений оказываются по телефонам: (4212) 21-19-89, 21-25-02.