Темы номера
О чем говорят дрозды, поселившиеся в центре города в прошлом веке? Что надо журналисту-одиночке, на что делится храм и чем прославилась краевая дума?
Не видите связи между этими вопросами? А зря! Ответы на них дают на экскурсии, посвященной авангардизму в архитектуре Хабаровска. С группой отправилась и журналист «Хабаровских вестей».
И Крым наш
Историю авангарда в краевом центре демонстрируют в первую очередь на утесе. Именно на этом здании хорошо видно его влияние.
Сегодня для нас утес ― смотровая площадка. Люди за сорок помнят, что здесь когда-то работало кафе. С кусачими ценами, кстати. Изначально же у здания была очень ответственная миссия ― тут открылась спасательная станция. Современникам трудно представить: что за спасательная станция может быть наверху? Пока домчишь вниз, к реке, утопающим помощь уже не понадобится точно.
― Утес использовался как обзорный пункт, ― объясняет гид Кирилл Степанов, историк-архитектор. ― У страны были сложные отношения с Японией и Китаем, а с этой точки просматриваются подходы по воде. Поэтому здесь, наверху, стоял боец и наблюдал, чтобы не подплыли вражеские лодки.
Архитектор, чья фантазия породила наш утес, затем работал в Крыму. И там можно встретить похожие здания. Так что не удивляйтесь.
Гайдар и ребята
В послереволюционные времена в стране чтили журналистов. Для мастеров слова и пера в двадцатые годы прошлого века в центре города построили дом. Он предназначался для проживания работников главного на тот момент печатного органа — газеты «Тихоокеанская звезда». Тогда она гремела, и именно сюда затем приедет работать знаменитый писатель Аркадий Гайдар.
СМИшники должны были не только весь день проводить вместе, но и после работы находиться в коллективе. Буквально за стенкой — для журналистов решили выделить дом. Причем архитектор специально продумывал его начинку так, чтобы творческим людям было максимально комфортно. Для работников-одиночек выделили целый этаж с небольшими комнатами под самой крышей. Как ни крути ― стимул обзавестись семейством, чтобы съехать пониже в более просторные апартаменты.
Прожили там тозовцы несколько лет. Во время войны в здании без центрального отопления жильцы сами поддерживали тепло, сменяя друг друга по графику.
Бывший жилой дом ТОЗа сегодня является памятником архитектуры краевого значения. Он находится чуть выше входа на стадион им. Ленина с улицы Шевченко ― по другую сторону от музея, чуть выше неработающих фонтанов (олды поймут). Кстати, у него есть брат-близнец в городе. По такому же проекту построили еще один дом, он стоит через несколько кварталов отсюда.
«Аист» на крыше
«Авангардизьм», как величал явление Никита Хрущев, диктовал свои требования. Так, например, в эпоху доминирования этого течения в архитектуре стало модно создавать концепцию зданий при помощи дополнительных «аксессуаров». Здание ОДОРА едва не обзавелось танком на крыше, что могло бы красноречиво заявлять о предназначении самого учреждения. Правда, осуществить задумку не удалось ― тяжелая техника проломила бы крышу, а такое вредительство молодой стране с нестабильной экономикой было ни к чему.
Здание амурского речного пароходства, примыкающее сейчас к Дому профсоюзов, должно было выглядеть как корабль, прорезающий площадь. Наверху задумывались тросы, капитанский мостик и прочие атрибуты. Сегодня мы можем видеть только якоря перед входом, и, обладая хорошей фантазией, допридумывать все остальное.
Дом-корабль из экономии строили, используя намоленные кирпичики Успенского собора. Его весьма кстати снесли и из разобранных стройматериалов выстроили два здания: речного пароходства (Шевченко — Муравьева-Амурского) и пожарную часть на Петра Комарова.
Мировая наша дума
Экскурсия продвигается по центральной улице дальше. Исторический центр имеет свои загадки. Например, знаете ли вы, о чем говорят дрозды под крышей бывшей гостиницы «Дальней Восток»? Они отсылают жадных до истины людей к прибалтийской мифологии ― такова была задумка автора.
― А это здание уникально, ― останавливается напротив думы Хабаровского края гид. ― Бывший Дом советов изучают во всем мире. Я сам учился в Британии, и нам на занятиях одним из первых показали именно хабаровский дом.
Его проектировали самые крутые архитекторы ― конкурс проектов объявили в Москве, и за право дать народным депутатам крышу над головой для дебатов и прочих прений бились серьезно. На конкурс подали 51 работу.
По проекту представители народа должны были где-то выступать, чтобы их могли видеть и слышать. Причем как можно больше людей. Под заседания спроектировали вместительный зал — настолько вместительный, что запланировали его в соседнем здании. Но в итоге решили, что слишком уж жирно ради депутатов строить отдельное здание под заседания. И зал отдали под кинотеатр. Так по соседству с думой появился «Гигант».
Строили объект в ударном темпе. За малейшие ошибки инженеров арестовывали, но стройку они не покидали — трудились дальше, но уже в качестве заключенных.
Тайны и историю родного города рассказывают в выходные — анонсы ищите на портале министерства туризма.