Темы номера
Испытанием веры или себя на прочность стал праздник Крещения, когда сотни хабаровчан окунулись в ледяные иордани.
Изначально такие омовения на морозе считались сугубо делом верующих.
Пойдемте с нами!
Причем верующих истово ― обязательного требования раз в год шагнуть босым на лед у православных нет. Считаешь, что готов и вера твоя сильна ― пожалуйста. Сейчас мероприятие приобрело такой массовый характер, что за организацию отвечает не только епархия, но и городские и краевые власти.
― В этом году мы перенесли купели на другое место, где лед толще, ― рассказывает Мария Матаева, председатель комитета по управлению Индустриальным районом г. Хабаровска. ― Накануне сделали замеры воды, и специалисты подтвердили, что в ней нет сейчас опасных примесей.
На реке ряд шатров, из которых в истошно голубое небо вырывается дым. Все палатки отапливаются по старинке печками, возле каждой ― запас дров. На берег тянутся машины и люди с объемными авоськами и сумками ― бесстрашные ныряльщики.
― Ох, девчата, хорошо, ― пританцовывают под музыку девчата 60+. ― Сейчас окунемся, еще лучше станет! Пойдемте с нами, не пожалеете!
Уж в прорубь невтерпеж
Плеск и радостное кряхтенье слышатся за палатками. К прорубленной иордани уже выстроилась на снегу очередь от мужской раздевалки. Женская купель тихонько покрывается ледяной коркой. Дамы и в православии послушнее сильного пола: велено ждать, пока освятят воду, значит, смиренно ждем.
― Ух, хороша водица! ― выныривает очередной гражданин с таким мощным крестом на шее, что любой батюшка позавидует. ― Э-эх, гос-с-споди помоги!
― Вы рано начали ― еще молебна не было даже, ― пытаюсь вразумить фыркающего от ледяной воды товарища.
― Да ладно, это уже детали, ― отмахивается тот, и капли летят, превращаясь в ледышки. ― Ты лучше скажи, фотки мои где посмотреть?
Матерь божья! Пацаненка лет восьми окунают в купель, и на его лице написано все, что он думает по поводу этого праздника, но не может выразить вслух ввиду юного возраста. Зато выражают зрители.
― Кошмар какой! Так и порадуешься, что вырос в советские годы, и родители не таскали детей в прорубь.
Каждый второй уверяет ― вода теплая. Давняя привычка не верить на слово ― становлюсь на колени и опускаю руку в купель. Правильно, что не верю ― холодная! Пальцы тут же замерзают, рукав сковывает льдом ― красота!
― Это еще людей мало, вот после обеда пойдут, ― со знанием дела говорит спасатель Сергей. Он дежурит у иордани не первый год.
― Какая помощь чаще всего требуется? Сфотографировать, конечно, ― смеется парень, и тут же ему протягивают телефон: «Щелкни по-братски».
Производственная гимнастика
― Извините, посмотрите, а я правильно крещусь? ― робко дергает меня за рукав молодой мужчина. ― Впервые сюда, переживаю сильно, боюсь перепутать.
Парень сумбурно машет правой рукой вокруг туловища, как некоторые ведущие прогноза погоды над картой.
― Вполне, но лучше бы немного. Повторяйте за мной: вверх, вниз, в стороны. Переходим к водным процедурам, ― ну, чисто производственная гимнастика!
― Ладно, пошел, ― решается «ученик». ― Я разок всего ― попробовать.
Парень ужом сползает в воду, охает, забыв мой инструктаж, выводит круг вокруг лба и выскальзывает по ступенькам на воздух.
Дедушка, давай!
Отец Сергий Мещеряков в парадном облачении и с тяжелым крестом в руках движется вдоль палаточного лагеря, благословляя прихожан. Откуда знаю, что крест тяжелый? Да тоже довелось подойти за благословением и ощутить его на лбу даже через толстую шапку.
― Сегодня людей идет больше, чем в прошлом году, ― говорит батюшка. ― Людям хочется веры в тяжелое время, они тянутся к Богу, понимая, что только Он может спасти. Верующий человек после омовения чувствует не только прилив сил, но и духовную чистоту.
Раздается звон передвижной звонницы, возвещающий начало молебна. Его возглавляет сам митрополит Артемий, освящает воду в вырубленном во льду кресте и желает: «Мир всем!».
― Айда купаться! ― звучит клич, но часть прихожан остается на месте набирать освященную воду.
― Это великий праздник, ― обращается к собравшимся мэр Сергей Кравчук. ― Всем мира, добра, достатка, уважения и спокойствия. С верой в Бога у нас появляется то, что мы имеем ― победы и радости, кому плохо ― всегда обращаемся к всевышнему.
И градоначальник один из первых после молебна опускается в ледяную воду.
― Дедушка, давай! ― подбадривают юные внуки, стоя в отдалении, отца Сергия. Тот замер возле иордани, и спасатели решили было, что ему требуется помощь, но батюшка сосредоточивается на молитве и шагает в воду…
Купания продлились до вечера, затем купели надежно закупорили льдом.
Фотогалерея ЗДЕСЬ