Темы номера
После активных продаж в августе-сентябре спрос на первичную недвижимость на региональном рынке заметно уменьшился.
По данным ряда дальневосточных риелторских компаний, активность потенциальных покупателей за месяц хоть и сократилась более чем на 11%, но пока не сильно влияет на динамику цен, которые в среднем выросли на 2—3%. При этом продажи заметно выше ожиданий, и пока у застройщиков нет необходимости дополнительно стимулировать покупателей.
Средняя стоимость первичной недвижимости в начале ноября составила 159,7 тыс. руб. за 1 кв. м, увеличившись на 2,4% за 30 дней. В это же время в России в целом средняя стоимость первичного предложения за месяц выросла на 1,1%, до 122,5 тыс. руб. за 1 кв. м. При этом цена среднестатистического лота в новостройках страны, по данным «Авито Недвижимости», составляет 6,36 млн руб. За год этот показатель вырос на 4,8%.
И все же, как отмечают эксперты, глобальный ажиотаж на первичном рынке новостроек начинает замедляться.
— Количество зарегистрированных договоров долевого участия по итогам октября сократилось на 17% к сентябрю, — сообщил хабаровский риелтор Максим Орлов.
Важными причинами охлаждения он считает снижение доступности ипотеки и завершение реализации накопленного спроса: планировавшие сделки покупатели уже успели их завершить.
Сотрудник филиала федерального агентства недвижимости Виктор Иванов считает, что в среднесрочной перспективе объем предложений продолжит расти, но в долгосрочной может сократиться.
— Застройщики чувствуют неопределенность на рынке из-за отсутствия понимания планов по льготной ипотеке,— рассуждает он.
Но, несмотря на существующие риски, большинство экспертов приходят к выводу, что спрос тем не менее остается высоким и на 25% превышает показатель прошлого года.
При этом Виктор Иванов уверен, что покупатели могут частично переориентироваться на первичной рынок со вторичного за счет наличия на нем льготных ипотечных программ.
— Доля новостроек в начале ноября в структуре ипотечных сделок приблизилась к 50%, это рекордное недельное значение за последний год,— говорит он.
На этом фоне пока девелоперы, по словам его коллеги Максима Орлова, не стремятся стимулировать продажи.
— Бизнес, напротив, пытается забрать последние сделки ажиотажного спроса, акцентируя внимание клиентов на возможном изменении ипотечных условий и индексации цен, — рассуждает эксперт.
Но если сокращение продаж продолжится, застройщики все же будут вынуждены реагировать, запуская различные акции и скидки, а традиционные спецпредложения от них в любом случае можно будет ждать к Новому году.