Темы номера
Врагами рода людского, отбирающими трудовую копеечку у одних и вырывающими кусок хлеба у других, можно почувствовать себя, побывав в рейде по пресечению несанкционированной торговли.
В этот раз линия фронта растянулась вдоль улицы Суворова. По одну сторону баррикад представители городской администрации и хабаровской думы, по другую — нарушители правил торговли и примкнувшие к ним (правда, редкие) рядовые граждане.
Всем нужна «Победа»
Сильный дождь вызывал сомнение в том, что рейд все же состоится. Ну кто будет сидеть на улице и мокнуть?
— Вы их просто не знаете, — уверяет Сергей Степаненко, и.о. начальника отдела землепользования комитета по управлению Индустриальным районом Хабаровска. — Выходят и в дождь, и в вьюгу, и в жару. Да вот, поглядите, издалека видно — аншлаг.
Пешеходная часть Суворова от перекрестка с Краснореченской утопает в цветах и фруктах. Плотно, плечо к плечу сидят вдоль тротуара бабули с букетами, помидорами, ягодами и прочей продукцией. Под зонтами, в дождевиках, а некоторые даже под небольшими навесами — устроились основательно. Их можно ошибочно принять за дачниц, продающих свой урожай, чтобы заработать. Умилиться и взять у них товар. Пусть даже дороже, чем в магазинах, но ведь свой, с огорода, да и бабушек жаль — старости надо помогать!
— Среди них от силы процентов десять настоящих дачниц, остальные перекупщицы, — говорит Сергей Владимирович. — Мы ходим в рейды каждый день, и они тут сидят ежедневно, без выходных, так что на огороде эти дамы точно не работают.
Лжедачницы расположились даже на новой инсталляции — гигантском слове «Победа». Хотя в районе рассчитывали, что в память о павших нарушители обойдут ее стороной.
— Будет ли у нас когда-нибудь победа над несанкционированной торговлей?
— Надо стараться, — не теряет оптимизма Степаненко, и мы направляемся к первой точке.
Не поднимая головы
Гражданин с арбузами и дынями сходу начинает дерзить проверяющим. Мол, никому не мешал, и тут нате — налетели вороны и мешают ему, благодетелю, продавать фрукты по народной цене! Жаркая речь его тронула только проходившую мимо пенсионерку, которая принялась заступаться за арбузного мецената, обвиняя нашу делегацию во всех грехах. Женщина заблуждалась — сегодня те же фрукты можно купить дешевле в супермаркетах. Один из которых, кстати, находится буквально в нескольких метрах от этой точки.
Документы на свой товар гражданин предъявить не смог — их не существует в природе. Раскрывать секрет, где взял бахчевые и где хранит их, не стал. Тем, кто уже успел купить у него ягоды, лучше этого и не знать.
Предупреждающую табличку о запрете торговли на улице, которая висит аккурат над его нелегальной точкой, не видел тоже: от клиентов отбоя не было, даже некогда было голову поднять!
Я в домике
Пока разбирались с дерзким арбузником, лжедачницы лихо свернули торговлю и скрылись. Правда, разбежались недалеко — отступили на время по машинам, выжидая, когда проверка уйдет.
Двигаемся дальше. До самого перекрестка с улицей Кутузова ни одного нарушителя — даже не верится!
— У них есть система оповещения, — объясняет Марина Перова, заместитель начальника отдела организации рынков и мелкой розницы администрации Хабаровска. — Мы только приехали, а уже по всей улице передали, что проверка идет.
Из киоска с вывеской «Хлеб» выглядывает улыбчивая женщина: «Подходите, выбирайте»!
Выбирать она предлагает не мучные изделия, а пошитые в дружественном Китае дамские сумки, которыми обвешан весь ларек. Как только бизнесвумен поняла, что перед ней не потенциальные покупатели, улыбка исчезла с ее лица. Она принялась судорожно прятать свое добро в киоск, закрылась в нем сама и тут же потеряла дар речи. По крайней мере, понимать русский язык перестала, а потом и вовсе бежала с поля боя.
Бери трусы, пошли домой
— Как же вы задолбали, — приветствует нас продавщица нижнего белья, развешенного на сушилке. — Не дадут спокойно поработать!
Улица опустела, и о недавнем присутствии здесь бойкой торговли напоминали лишь брошенные в кустах и вдоль киосков коробки, доски и прочий мусор, пару минут назад служивший прилавками. Некоторые догадались дополнить своими коробами декоративные металлические березы, и вместо подвесных вазонов из них торчали грязные ящики.
— Видите, сколько они после себя мусора оставляют? — показывает Марина Перова. — И ведь регулярно районный комитет вместе с МУП «Южное» вывозит этот хлам, а они снова тащат. Пока не будет ужесточено наказание за несанкционированную торговлю, нам не удастся ее победить. Штраф в 2—3 тысячи их не пугает — за день они больше зарабатывают.
— Я в рейдах с комитетом Индустриального района не первый раз участвую, и меня возмущает это безобразие, — говорит Сергей Бочкарев, депутат Хабаровской городской думы. — Когда дума выйдет с каникул, поднимем вопрос об увеличении суммы штрафов, обратимся в краевой парламент, чтобы это было закреплено на законодательном уровне. Несанкционированную торговлю надо прекращать.
…На обратном пути встретили арбузника, который деловито устанавливал зонт снова под запрещающей табличкой. Значит, на него опять будут составлять протокол, а он опять выйдет на улицу…