Темы номера
О работе общественного транспорта и изменениях, которые внесла в нее пандемия, мы поговорили с начальником управления промышленности, транспорта и связи администрации Хабаровска Владимиром Ощановским.
— Владимир Иосифович, в городе появились новые автобусы на маршрутах. Меняется автопарк, значит, новые перевозчики пришли?
— Да, недавно прошел конкурс на право перевозок, определены победители. На маршруты № 8 и 25 выставлены новые автобусы большого класса. Это более современные машины китайского производства, работающие на газовом топливе. Еще на два лота, в которые входят маршруты № 7, 18, 34, 13, 29К и 56. Они выставлены на конкурс, потому что победители не смогли подтвердить свои заявки — транспортных средств с указанными в документации характеристиками у них не оказалось, сейчас будем искать перевозчиков
— А чем объяснили несоответствие? Ведь, насколько помню, в конкурсе участвовали не новички транспортной отрасли.
— Много причин, в том числе коронавирус, который вмешался в планы, — предприниматели не успели закупить подвижной состав. Никто же не рассчитывал, что пандемия так серьезно скажется на финансовой ситуации. Причины эти понятны, но комиссия подходит ко всем принципиально: нет заявленных транспортных средств, значит, маршрут снова идет на конкурс.
— То есть никаких скидок на коронавирус нет?
— Никаких. 220-й Федеральный закон этого не предусматривает. Посоветовали им, если не согласны, обратиться в суд, и мы исполним решение суда, но никто из них не стал обращаться.
Кондуктор выходит первым
— Как в целом пандемия сказалась на отрасли?
— С 15 марта начали обработку салонов, протирку сидений и поручней два раза в день по рекомендации Роспотребнадзора. По вечерам после рабочей смены экипажи проводят дезинфекцию и помывку машин с помощью дизсредств. Сегодня большое внимание уделяется этой работе, перевозчики выделяют деньги на покупку специальных растворов, масок для экипажей — это все траты. А пандемия продолжается, пассажиропоток уменьшился, значит, упала прибыль. Четыре месяца серьезно ударили по экономике всех транспортных предприятий. В апреле доходило до того, что некоторые маршруты еле-еле набирали выручку на топливо. Стоял вопрос о том, заправить автобус, чтобы можно было выйти в рейс, или выдать зарплату. Многие отказались от кондукторов, чтобы экономить, даже на больших автобусах.
— А МУП ГЭТ не готово отказаться от кондукторов? Тоже могли бы экономить.
— Мы прорабатываем этот вопрос. Было предложение сделать так на троллейбусах. Но это не говорит о том, что люди останутся без работы. Они перейдут в службу контроля, и будут проверять билеты у пассажиров на линии.
— Зачем так много контролеров?
— Мы получили кредит от Сбербанка под два процента по решению правительства о помощи предприятиям, которые оказались в сложной экономической ситуации из-за ковида. Необходимо соблюдать три условия: первое — не сокращать людей до 31 марта 2021 года, второе — выплачивать зарплату не ниже МРОТ, и чтобы предприятие не закрылось и не обанкротилось. Выполним — проценты не возьмут и деньги останутся на предприятии.
Г — Гарант и ГЭТ
— Смотрю, ГЭТ не только пытается выжить, но и ремонт ведет. На пути следования трамвайной единички меняют рельсы.
— Да, идет большой ремонт в рамках программы «Безопасные качественные дороги». Там требовалось поднять рельсы, и за прошедшие два года проделана серьезная работа. Предприятие изыскивает дополнительные доходы на строительстве, рекламе на транспорте, понемногу стараются заработать. Что касается перспектив МУП «ГЭТ», то мы надеемся, что оно будет жить и развиваться, и что решится вопрос по выкупу у конкурсного управляющего имущества. Сейчас мы арендуем у него трамваи, рельсы, но никто же не гарантирует, что он не выставит имущество на продажу.
— Будет ли ГЭТ поднимать плату? Обычно весной предприятие подавало документы в краевой комитет по ценам и тарифам на пересмотр тарифов. Уже конец лета, а ничего об этом не слышно.
— Сегодня себестоимость проезда в трамвае составляет больше 36 руб., а за билет пассажиры дают 26 руб. Руководство собирается подать документы в краевой комитет, чтобы поднять плату хотя бы на один рубль. У ГЭТа социальная роль в том, что он сдерживает цену на проезд. Пока у муниципалов стоимость меньше, это останавливает коммерсантов.
— Пассажиропоток выправляется?
— Во время пандемии поток упал почти в три раза. Если зимой возили 1 млн 600 тыс., летом примерно 1 млн 400 тыс., то сегодня подходим к миллиону. А в апреле возили по 400 тысяч в день.
— А на пригородных речных маршрутах тоже отмечают низкий спрос?
— Теплоходы с каждым годом перевозят все меньше. Но это, можно сказать, естественная убыль: дачники — основной пассажир речников — бросают свои угодья по различным причинам. В навигацию-2020 уже перевезли 87 процентов от прошлого года. Но надо учесть, что тем летом практически два месяца был простой: вода то опускалась, то разливалась. Рассчитываем, что в этом году ничто не помешает навигации и перевезем около 110 тысяч пассажиров.
Не наденешь — не поедем
— В этом году транспортникам добавилась новая головная боль — масочный режим. Вот я как пассажир вижу, что процентов девяносто горожан ездит без масок, что с ними делать?
— Да, работы прибавилось. Экипажи обеспечивают транспортники средствами, масками, должны объявлять о соблюдении масочного режима. Практически каждый день наше управление организует контрольные проверки. Специалисты смотрят и фиксируют утром и вечером, по дороге на работу и домой. Дважды в неделю отправляются в рейды, один раз с полицией составляем протоколы, вечером после смен проверяем, как проводится дезинфекция машин. Плюс мы отвечаем за помывку автобусных остановок вместе с МЧС раз в неделю.
Да, может, и надоедаем пассажирам, но надо как-то людей приучить к маскам. Это ради их же безопасности! Я обратился в правительство края, чтобы они на своем уровне приняли решение о том, чтобы без масок не пускать в автобус. Возможно, жестко, но это уже необходимо. Посмотрите на статистику заболеваемости и на пассажиров, которые не считают нужным надевать маски.
— Кто же их не будет пускать? Кондуктор? Да ее в лучшем случае обругают!
— Конечно, первое время могут быть скандалы, когда водитель откажется трогаться с места, пока все не наденут маски. Поверьте, они есть у всех, просто они не хотят их надевать. Видимо, снова хотят прийти к изоляции
— Встречи с перевозчиками возобновились?
— Да, проводили дистанционно, когда была изоляция, сейчас встречаемся в мэрии по понедельникам. Готовы приглашать пассажиров, чтобы они могли напрямую пообщаться с руководителями транспортных предприятий.