Безопасность или комфорт
logo

Темы номера

Безопасность или комфорт

Нина ЖИГУНОВА, фото автора

Какими должны быть пешеходные переходы на улице Тихоокеанской, решают горожане.

Площадкой для обсуждения выбрали Общественную палату Хабаровска, где за круглым столом собрали специалистов мэрии, ГИБДД, урбанистов, депутатов, неравнодушных граждан. Как отметил заместитель мэра г. Хабаровска по связям с общественностью и СМИ Денис Митрофанов, с инициативой обсудить этот вопрос выступил мэр города Сергей Кравчук и пообещал прислушаться к мнению общественности.

— Статус палаты таков, что мы не принимаем каких-то решений для исполнения органами власти. Мы обсуждаем, проводим некий мозговой штурм, а муниципалитет принимает к сведению наши пожелания, — подчеркнул председатель Общественной палаты, ректор ДГАФК Сергей Галицын.

Реконструкция улицы Тихоокеанской стартует в этом году и рассчитана на три года. Как рассказал заместитель начальника городского управления дорог и внешнего благоустройства Станислав Кочемазов, дорожное полотно предстоит расширить до шести полос (по две в каждую сторону плюс по одной для общественного транспорта).

— Для обеспечения безопасности горожан предлагается сделать два внеуличных пешеходных перехода, — уточнил он. — На остановке «ТОГУ» — подземный, а на «Академии экономики и права» — воздушный. Примерная цена первого 135 млн руб., второго — 67 млн руб. Так как переходы закладывались в проект в рамках проведения комплексных работ, то общественные слушания по этому поводу не проводились.

Его дополнил заместитель начальника отдела ГИБДД по г. Хабаровску Федор Зимовик, который сообщил, что интенсивность движения на этом участке говорит в пользу неуличных пешеходных переходов, как и статистика ДТП с участием пешеходов в районе остановки «ТОГУ».

— В 2020 году там зафиксировано 11 наездов на граждан, в 2019-м и 2018-м — 9 и 12 соответственно, — уточнил он. — Поэтому так важно развести в разные плоскости людей и транспорт.

Город для машин

Со специалистами не согласился урбанист Геннадий Чесноков.

— Опасность представляют автомобили, а под землю предлагают спрятать пешеходов. То есть за нарушения одних наказывают других, — возмутился он. — Город для кого? Для людей или для машин? Ведь все жители в первую очередь пешеходы, а автомобили имеют менее 40 процентов горожан, но решение почему-то принимается в пользу меньшинства. Стоит задача развести потоки, так, может, справедливее отправить машины по подземным тоннелям? У нас в городе есть примеры внеуличных переходов, но ни одного достойного среди них нет. Воздушные очень неудобные, подземные в ненадлежащем состоянии. Мы готовы потратить миллионы рублей на сооружения, которые не нравится жителям?

Его поддержал урбанист и блогер Александр Колбин, отметив, что приоритет надо отдать пешеходам.

— Именно им должно быть максимально удобно передвигаться по улицам, далее идут владельцы велосипедов, самокатов, гироскутеров, потом пассажирский транспорт, затем автомобили, которые выполняют общественную функцию (доставляют почту, продукты, строительные материалы), и на последнем месте личные машины, — объяснил он концепцию города для людей. — Автомобилизация нашей страны началась всего 30 лет назад, в то время как весь цивилизованный мир уже прошел этот этап и организует движение в городах в пользу пешеходов. То есть мы сегодня имеем возможность не совершать их ошибок, а сразу делать все максимально комфортно для жителей.

Не переход, а часть парка

Против воздушного перехода и люди с ограниченными возможностями здоровья. От их имени выступила член палаты, председатель общества слепых Марина Лысенко.

— Переход на остановке «Южнопортовая» очень неудобен для нас, для колясочников, для пожилых, для мам с маленькими детьми. Зимой ступеньки нечищеные, скользкие, летом после дождя то же самое. Поскользнулся, упал и вот ты уже человек с ограниченными возможностями здоровья. Инвалидам по зрению проблематично даже дойти до перехода, потому что он никак не обозначен, — уточнила она. — Для нас предпочтительнее уличный, с островком безопасности.

— А почему за образец берем плохие примеры? — вступил в дискуссию проректор ТОГУ Александр Мшвилдадзе. — Мы за подземный переход, причем уверены, что его можно сделать современным и комфортным как для студентов, так и для жителей микрорайона. Он может начинаться на аллее ТОГУ, а закачиваться в парке Северном. Рельеф местности позволяет избежать ступенек, а значит, удобно будет всем. По бокам можно сделать выходы к остановкам. Это будет интересное инновационное решение. Да, подземный переход дороже, но ведь люди смогут пользоваться им десятки лет.

Спасение от пробок?

«За» высказался и член палаты, заместитель по хозяйственным вопросам главного врача Краевого клинического центра онкологии Валерий Паутов, заметив, что из-за необходимости пропуска пешеходов на Тихоокеанской образуются автомобильные пробки, а отсутствие светофоров значительно ускорит движение транспорта.

— Как житель улицы Даниловского каждое утро там езжу и понимаю, что два перехода задачу не решат, есть и другие светофоры, которые тормозят движение, а значит, проблема пробок останется, — заявила депутат городской думы Мария Огненная.

— Но у нас есть пример проспекта, где как раз воздушные переходы позволили значительно увеличить скорость транспортного потока, — возразила председатель комиссии по городскому хозяйству Общественной палаты Елена Шадуя. — Считаю, что правильнее выяснить, каковы предпочтения людей, которые там живут и каждый день переходят эту дорогу. Хотя лично я за подземный переход.

Ее коллега по палате Алла Джан-Ша предложила профильному управлению администрации проработать проект озвученного уличного перехода и еще несколько вариантов, чтобы было из чего выбирать.

Подводя итог, Сергей Галицын резюмировал, что, во-первых, необходимо провести социологическое исследование, которое позволит понять, чего хотят люди, которые там живут и учатся. А во-вторых, разработать альтернативные варианты организации переходов и подготовить их визуализацию. Но затягивать с решением вопроса не стоит.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)