Биржа — туда
logo

Темы номера

Биржа — туда

Игорь МИРОШНИКОВ, фото автора

Хабаровские предприниматели рассказали о своей продукции, которую можно и нужно экспортировать в другие страны.

В краевом центре прошло мероприятие под названием «Биржа контактов», на котором местные бизнесмены могли напрямую пообщаться с торговыми представителями России в нескольких государствах и рассказать о товарах и услугах, которым необходимы выходы на новые рынки.

Сложно, но можно!

В просторном зале Дома официальных приемов правительства Хабаровского края на вполне социальном расстоянии друг от друга установили пять столов с флагами зарубежных государств. Нарушая общепринятые географические границы, рядышком соседствовали Индонезия, Куба, Монголия, Южная Корея и Болгария. Российские торгпреды, работающие в этих странах, должны были пообщаться с хабаровскими предпринимателями, желающими узнать больше о возможности экономического сотрудничества, скажем так, из первых уст.

— Наша задача – продвижение российского экспорта на рынки тех стран, в которых мы работаем, — рассказывает Александр Богатырь, торгпред РФ в Республике Куба. — Нас пригласили в Хабаровский край, чтобы мы оценили экспортный потенциал региона и познакомили местных чиновников и предпринимателей со своим функционалом и рыночными особенностями ведения бизнеса в конкретных государствах. Эти цели прописаны в национальной программе развития экспорта.

Александр Михайлович уточнил, что, согласно официальной справке, внешнеторговый оборот между Хабаровским краем и Кубой на данный момент практически равен нулю. И этому есть логическое объяснение. Во-первых, почти все сферы кубинской экономики находятся под опекой государства. Во-вторых, торговля между Россией и Кубой основана на кредитах, которые российские банки выдают экспортерам. Поэтому получить кредитные средства возможно крупным компаниям, но не малому и среднему бизнесу. А в-третьих, если даже договоренности между двумя сторонами и финансы появятся, необходимо будет просчитать логистику, которая, скорее всего, заставит отказаться от благих намерений.

— Мне кажется, что Хабаровский край может сотрудничать с Кубой по поставкам продуктов питания, — считает кубинский торгпред. — Могу сказать, что хорошие шансы попасть на рынок у тех предпринимателей, которые занимаются поставками запчастей к автомобилям из списка советской классики – «жигули» и «Волга» до сих пор считаются на острове очень хорошими машинами. Возможно сотрудничество с компаниями, которые занимаются компьютерной безопасностью и софтом.

Как минимум одно предложение о сотрудничестве Александр Богатырь из Хабаровска на Кубу увезет. Перед тем как торгпреды приехали на «Биржу контактов», им показали два хабаровских предприятия – «Дальэнергомаш» и «ТехноНИКОЛЬ». И вот у «энергомашевцев» есть хорошие шансы выйти на кубинский рынок: завод уже поставлял свою продукцию на остров Свободы в советские времена (а кубинцы чтут сложившие торговые традиции), и сейчас продукция, изготовленная с применением современных технологий, должна быть востребована в кубинской металлургии и химической промышленности.

Хочется выйти за границы

Тем временем появляются хабаровские предприниматели, желающие рассказать о своей продукции. График их перемещения расписан таким образом, чтобы не создавалось очередей и никто из торгпредов не сидел без посетителя. Обращает на себя внимание девушка, которая после разговора оставляет на столе несколько ярких баночек.

— Это наши джемы и варенья, изготовленные по авторским рецептам, — объясняет Виктория Линкевич, бренд-менеджер компании «ГУСТО family». – Наша компания уже работает по всей стране, хотим выйти на зарубежные рынки — нам очень интересен экспорт. Мне приходилось бывать в азиатских странах, и я знаю, что наши сладости пользуются там большой популярностью. Поэтому решили заявить о себе присутствующим здесь торгпредам: оставила каждому образцы нашей продукции и расчеты, сколько времени нам понадобится для установки дополнительного оборудования в случае необходимости наращивания объемов производства. Вроде бы заинтересовались все.

Ту продукцию, которую презентовала Татьяна Аршинова, автор проекта «Кухня без границ», тоже можно съесть, но все-таки относится она больше к сувенирной.

— Я представляю гастрономические сувениры – съедобные пластинки, — улыбается она. – Их можно послушать, а потом скушать, потому что изготовлены они из ягодной пастилы. Но есть у этих пластинок и небольшой секрет – если навести смартфон на QR-код, то увидишь достопримечательности Хабаровского края с помощью дополненной реальности. Я уверена, что продукция будет пользоваться успехом в качестве хорошего сувенира в память о нашем регионе.

А вот еще один участник «Биржи контактов» кормить своей продукцией торговых представителей не собирается. Его предложение – сугубо интеллектуальное.

— Мы делаем видеоролики, в том числе анимационные, для зарубежных стран, – говорит Глеб Сугак, директор студии видеопроизводства Panda digital video. — Россия в этом виде производства не самая дорогая страна: мы можем конкурировать по цене и у нас достаточно высокое качество. Если же говорить о Дальнем Востоке, то у нас дешевле стоит час рабочего времени, лицензии на тот или иной материал, который мы используем, чем на западе страны. Поэтому я рассказал торгпредам о своем бизнесе и попросил помочь с поиском агентов в своих государствах.

Почему бы не переехать в Москву или Санкт-Петербург, где возможностей для твоего бизнеса гораздо больше? — интересуюсь у Глеба.

— В Хабаровске нет проблем с парковками, и можно ездить на работу на автомобиле, — отвечает он. – А если серьезно, то испытываю драйв, когда на расчетный счет компании приходят деньги из-за рубежа, которые пойдут на оплату аренды и зарплату, в общем, осядут в Хабаровском крае. Кстати, представители из Болгарии и Монголии заявили, что наше предложение достаточно интересное, и у них уже есть мысли, с кем нашу компанию свести.

Когда есть история успеха

2.jpg

Подвести промежуточные итоги мероприятия я попросил Александра Масальцева, торгового представителя России в Южной Корее и коренного хабаровчанина, между прочим.

— Чем хороша биржа контактов? Тем, что представители российских компаний могут пообщаться с торгпредами, которые работают в зарубежных странах, хорошо знают рынок, понимают, какие продукты могут быть востребованы, — считает он. — Все, кто к нам подходит, это потенциальные экспортеры. Кому-то, к сожалению, придется сказать нет и тем самым избавить от лишних телодвижений. А кому-то соберем информацию по конкретному продукту и его востребованности на зарубежном рынке.

— У тех предпринимателей, которые подходили нынче к вам, есть шансы?

— Южная Корея — это экспортно ориентированное государство. Они сами все производят и поставляют в другие страны. Но на этот рынок выйти можно. Вот мне показали местные джемы и вкусные открытки — это товар с очень высокой долей попадания в Южную Корею, потому что он при ввозе не облагается пошлиной. К тому же российские сладости уже имеют в этой стране историю успеха, например, мороженое или пастила. Мы общаемся с представителями сетевых компаний, крупных универмагов, предлагаем им попробовать нашу продукцию, а дальше решать им. Недавно с помощью торгпредства продвинули чисто российский продукт — чагу, который сейчас продается во многих южнокорейских сетях. Мы сделали хороший перевод, провели маркетинговую кампанию.

— Прошла «Биржа контактов». Что дальше?

— Мы примем и оформим все предложения, затем проведем аналитику по наличию конкурентов на рынках, как местных, так и зарубежных, посчитаем затраты и этот документ передадим хабаровским предпринимателям. Если они сочтут это интересным и выгодным делом, то следующим шагом будет уже поиск южнокорейских партнеров с целью заключения контрактов. Я сам коренной хабаровчанин, и мне хочется помогать своим землякам в продвижении товаров и услуг.