Большая уссурийская вода
logo

Темы номера

Большая уссурийская вода

Ирина ТРОЦЕНКО, фото автора

Рыбалка в огороде, наблюдательный пункт за уровнем воды на собственном участке и прогнозы по паводку — чем еще занимаются дачники, чьи угодья на левом берегу медленно, но верно скрываются под амурскими волнами?

Первая.JPG

В этом году владельцам островных дач снова не повезло. Мы отправились на Большой Уссурийский, чтобы самим посмотреть на масштабы бедствия и сравнить с тем, что видели в 2013-м.

В перчатках тут не ходят

С середины августа теплоходы, обслуживающие внутригородские маршруты, сменили дислокацию. Речной вокзал затопило, и они перебрались на «Прибрежную». Остановкой это можно назвать с большой натяжкой. На небольшом участке земли, к которому причаливают трамвайчики, среди мусорных пакетов, бутылок и прочей гадости выстраиваются в очереди дачники. Собственно, необходимости в очередях-то и нет — на берегу явно никто не останется. На борт «Механика Джасова», например, погрузились всего трое пассажиров.

— Так откуда им взяться, если на «Садовой» топит? — отвечает вопросом на вопрос моторист теплохода. — Урожай народ давно собрал и в город вывез, не дожидаясь, пока вода придет. Сейчас мало кто ездит, только если кому-то в домиках надо прибраться. А отдыхающих совсем нет — все свои.

«Джасов» отчаливает пустым, и приближается наш «Капитан Коснырев». Чужих среди своих вычисляют и дачники, и речники. Наверное, присутствие посторонних заставило капитана грозно предупредить по громкой связи, что на теплоход пустят только в масках и перчатках. Маски-то есть у всех, а вот с перчатками возник конфуз. Правда, и среди пассажиров они нашлись только у пары человек, что не помешало нам всем смело двинуться по трапу. На всякий случай прячу руки в карманы, но на входе их требуют достать для замера температуры. Могу ошибаться, но передо мной никого из дачников этой процедурой не осчастливили. Чужие, что ж поделать!

— 34,8, — объявляет матрос. До нормы далеко, но пропускает. Меньше можно, это больше нельзя.

Плюсы и минусы паводка

IMG_6361.JPG

За 15 минут пути пассажиры успевают обсудить, у кого что затопило, и дать прогнозы на ближайшее будущее. Сегодня снова в тренде резиновые сапоги — без них есть риск не пройти на грядки.

— Пару недель не была на даче, вот еду посмотреть, — говорит пенсионерка Наталья Михайловна. — Затопило наверняка — при 470 см вода к домику подходит. Ведь обещали, когда ГЭС строили, что больше нас никогда топить не будет. А вышло-то наоборот — каждый год одно и то же!

В то, что в бедах виноват космодром, никто из чумкинцев не сомневается. Рассказывают, что туда по реке требовалось доставить некую громоздкую деталь, вот они воды и подлили, притопив дачи. С присущим островитянам необъяснимым оптимизмом добавляют, что раз уж деталь доставлена, можно расслабиться и строить планы на урожай следующего года.

— Мы все уже стали специалистами-гидрологами, — горько шутит председатель уходящего под воду СНТ «Чайка» Наталья Митина. — В эту субботу больше 60 дач затопило, если выше 560 см не поднимется, то мы продержимся. Идет не только река, но и грунтовые воды, что создает большие проблемы.

Удивительно, но бросать дачи, которые периодически не видать из-под воды, никто не собирается. Мало того, с 2013-го, когда Большой Уссурийский плыл практически весь, здесь появилось немало новых землевладельцев.

— Потому что после паводка земля стала еще лучше, — объясняет Наталья Митина. — В этом году уродились картошка, помидоры, капуста. Как такие дачи можно бросить?

Уличный змееголов

IMG_6381.JPG

Неприятный сюрприз сразу по выходу на берег — вода оставила только один путь, привычный ход затопило. Да и сама остановка теперь уже стоит не на возвышении, так сильно поднялась река.

Дачники проходят до центральной улицы и разделяются: часть движется в СНТ «Речник», куда вода не добралась, и часть — в пострадавшую «Чайку».

За одним из поворотов разливается озеро. Еще недавно оно было далеко от этого места, за лугом.

На небольшом пятачке возле забора рыбачит местная жительница Светлана, закидывая удочку в свежеобразованное озеро.

— Я тут с семи часов, — улыбается женщина. — Карасики утром были, а сейчас сома жду. В прошлом году столько сазанов попалось, а карасиков можно было прямо в огороде ловить. Если ворота открыть, рыба заходит внутрь и плавает между грядок. А на улице у нас сейчас змееголовы охотятся. Надо встать тихонько и смотреть внимательно. Змееголовы любопытные, они пробираются среди травы, их хорошо видно. Они любят по улице прошвырнуться, только морды их в кустах и пузыри по воде.

Дом рыбачки Светланы в этом году должен остаться сухим — его топит при шести метрах. А вот участок уже наполовину в воде. Из нее, будто гигантские кувшинки лотосов, торчат листья тыквы, и воткнут российский флаг.

— Я по нему направление ветра определяю, — объясняет дачница. — Урожай я спокойно сняла, только баклажаны остались, но они на возвышении. Вода как пришла, так и уйдет. После 2013-го нам ничего не страшно. Вон, видите, отметины на калитке в 6,40 — даже закрашивать не стала, пусть будет на память.

Окрас натуральный

IMG_6431.JPG

Чумкинские заборы хранят следы Амура. По расцветке и интенсивности полос можно определить, на каком уровне вода стояла долго.

Дачнику Сергею натуральных отметок показалось мало, и на своем заборе он нанес разметку. Демонстрирует — сейчас к его владениям река только подступает, захватив небольшой кусочек.

— Почему последняя метка в 6,40? Да потому что в 8,30 забора под водой не видно было, — смеется мужчина. — Я каждое утро сейчас хожу замеряю и оповещаю соседей. За два дня на пять сантиметров прибавилось.

— Как же так? Ведь говорили, что уходит вода, — недоумевает его соседка Алла Николаевна. — Зря радовалась, выходит.

Алла Николаевна с 2013-го поделила огород на свой и амурский. Часть в низине перестала засаживать — все равно затопит! Вот и этой осенью амурские грядки под темной жижей.

— Две недели уже так, — машет рукой женщина. — Доверия у меня к реке больше нету. Столько лет у меня эта дача, что цифру озвучить страшно, и такая теперь беда.

Чуть дальше по той же улице бурно обсуждают новоселье куры — хозяйка Елена Владимировна переселила птиц в другое помещение подальше от реки, в которую превратился участок. Переезд их всполошил, и каждая из несушек норовит высказаться по этому поводу.

— Вероятно, придется им еще раз переезжать, — говорит женщина. — Хотя мы не теряем надежды, что вода уйдет. Правда, за ночь она опять прибыла: еще вчера ступеньки бани были сухими, а сегодня уже в воде. Амура мы не боимся — выросли в поселке Уссурийском. Здесь даже дышится легче, земля очень хорошая — посмотрите, все в цветах. Цветам вода не повредит, а вот деревья пострадают. Мы их только весной посадили взамен тех, что не пережили 2013-й.

…Обратно к теплоходу возвращаемся тем же путем. По затопленной главной дороге рвануть рискует только мужичок на тракторе. Он спешит с ценным грузом — везет соседок к трамвайчику, чем доставляет немало радости сидящим на остановке дачникам.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)