Большое черепашье расследование. Часть 2
logo

Темы номера

Большое черепашье расследование. Часть 2

Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

В 2023 году у Хабаровска есть удивительная юбилярша ― знаменитая каменная черепаха близ Гродековского музея. Ей исполняется аж 830 (!) лет. Мы начали рассказывать ее заковыристую историю, а закончить так и не успели. Продолжаем.

В прошлой публикации мы доказали, что наша гранитная героиня действительно была частью могильного комплекса великого чжурчженьского князя Эсыкуя и символизировала невероятную значимость и бессмертие его подвигов. Таких на Востоке ставили только на могилах самых знатных и благородных людей.

«В литературе черепаха — символ счастья и долгой жизни в десять тысяч лет, — писал прозаик, востоковед и переводчик последнего китайского императора Пу И Георгий Пермяков. — В данном случае китайцы уважительно называют таких черепах «Биси», «Ао» или «Юй».

«Черепаха — явно работа китайских мастеров, которых чжурчжени массами брали в плен, — считал Пермяков. — Сами чжурчжени — воины, сделать подобное они не могли. Таких черепах по Китаю тысячи и тысячи. Еще в китайской астрономии есть созвездие Черепахи из 14 звезд. Созерцание этих светил, по поверью, дарит долголетие...»

Неудивительно, что нашу древнюю рептилию почитают по сей день. Ее считают волшебной и хабаровчане, и гости города, но особенно — азиатские туристы.

Черепаха и легенды

«Объектом множества городских поверий» не без оснований называют ее сотрудники Гродековского. Согласно хабаровскому фольклору, она может все: исполнять желания, поправлять мужское здоровье, делиться магической силой и даже… помогать с замужеством.

Самое распространенная легенда — о том, что гранитный зверь приносит всем удачу.

— У любого, кто подержится за нашу черепаху и подумает о самом сокровенном, это обязательно сбудется, а все неудачи и невзгоды уйдут сквозь время прямо в 12 век, — цитировала ее заведующая экскурсионным отделом Гродековского музея Ирина Вакуленко. ― Очень много людей приходили и рассказывали о том, что их желания исполнились. Один из них — кореец. Подержавшись за черепаху, он ровно через год открыл медицинский центр, о котором мечтал очень долгое время. А через шесть месяцев после открытия снова приехал в Хабаровск — исключительно для того, чтобы еще раз прикоснуться к чудесной скульптуре.

Считается, что шансы достичь заветного увеличиваются, если оставить на мощной шее монетку. Поэтому и деньги у черепахи практически не переводятся.

Трогать средневековую рептилию рекомендуют всем: так как она стояла на могиле великого полководца, любой мужчина должен сразу же стать победителем во всем, а женщина — получить жизненную силу. Наверное, именно из этого родилась следующая легенда: что у древнего истукана есть сердце. И если приложить к скульптуре собственное ухо, можно услышать, как оно бьется. Правда, куда конкретно приложить, не уточняется: к голове как-то странно, а к боку — это надо постараться.

Но, оказывается, это не самые странные штуки, которые с ней готовы проделывать. Так, хабаровчанка Наталья Васильевна утверждает, что средневековая скульптура… не прочь выпить:

— Будучи студентами, мы всегда выливали ей на голову маленькую рюмочку вина, и камень все впитывал!

А вот такие эксперименты с цветным алкоголем мы не очень одобряем. Хотя это, в общем, тоже знак уважения. Но так было далеко не всегда.

черепаха-осень2.jpg

Черепаха и трудный путь

Сложная судьба памятника, в которой были нападения монголов и вандализм российских поселенцев, с переездом в Хабаровск вообще-то не закончилась.

Да и само путешествие оказалось не из легких. Вообще статуя весом в 6,5 тонны прибыла в наш город по поручению самого Николая Гродекова в 1896-м. Из Никольского (нынешний Уссурийск) по железной дороге черепаху весом 400 пудов доставили до реки Иман (район Дальнереченска), а уже оттуда на пароходе по Уссури она в конце августа прибыла в Хабаровск. Однако к музею ее переместили только зимой, когда лег снег и тяжеленную скульптуру можно было везти по нему практически волоком.

И что же в итоге? Горожан огромная черепаха не впечатлила — священную Биси ядовито окрестили «чудовищной лягушкой с плитой на спине». Тогда еще на этой плите читались два старинных чжурчженьских иероглифа, которые пытались перевести примерно до 1970--х. Но потом перестали. Потому что они… исчезли.

Черепаха и советская цензура

Тут есть разные версии. По одной из них настоящую плиту, дескать, подменили современной бетонной подделкой, а средневековая ценность пропала. Другую, не менее интересную, весной 2000 года в газете «Тихоокеанская звезда» опубликовал не кто иной, как тот самый ученый и переводчик Георгий Пермяков.

«Лет 35 назад меня пригласили в крайком КПСС и дали список географических названий Дальнего Востока, — писал он. — «Подчеркните все названия, которые идут от китайских слов и иероглифов. Никому не говорите об этой работе». Я просидел два-три часа и подчеркнул такие слова. Многие названия на карте были изменены».

Это были как раз 1970-е, когда между лидерами СССР и Китая Никитой Хрущевым и Мао Цзэуном возникла напряженность, которая сильно повлияла на отношения государств.

«Тогда же в крайкоме меня попросили охарактеризовать иероглифы на стеле нашей знаменитой черепахи, — вспомнил он. — Я ответил, что чжурчженская письменность похожа на части глифов, а «Биси» и глифы на стеле явно китайской работы. После этого древняя надпись на стеле была заляпана цементом».

Кроме того, Георгий Георгиевич добавил, что в известной книге Виталия Ларичева «Тайна каменной черепахи» нет слов «Китай» и «китайские», а вместо «иероглифа» написано «знак». Так что доказательства «антикитайской» цензуры при желании читатель может найти и сейчас.

Но это, как оказалось, были еще цветочки. Вскоре священную погребальную рептилию вообще решили навсегда выдворить из Хабаровска!


В мифологии Биси (помесь китайского дракона и китайской черепахи) имеет великую мощь. Она ворочает скалы и выходит из-под холмов, а без груза уносится в небо (так вот откуда стелы на спине!).



Черепаха и ссылка в Сибирь

Дело было осенью 1977 года. От этой эпопеи, чуть не лишившей нас бесценного исторического наследия, остались не только свидетельства, но и черновики музейных документов. Их тому же ТОЗу уже в 2006-м предъявила Анна Пономарева, в те времена служившая замдиректора музея.

Среди них, например, объяснительная ее начальницы Лилии Григоровой на имя председателя Хабаровского крайисполкома Г.Е. Подгаева:

«20 сентября 1977 г. в музей пришли заведующая отделом и заместитель заведующего отдела пропаганды и агитации крайкома КПСС В.М. Андреев. Ими были даны указания в двухдневный срок убрать каменную черепаху, снять аннотацию к экспонату. Мною был задан вопрос, куда, так как музей не располагает помещением для хранения шеститонной каменной черепахи. Предложено было вырыть котлован на территории музея и поместить туда экспонат, но учитывая, что в земле памятник может быть поврежден, я предложила второй вариант: передать его на временное хранение в Сибирское отделение Академии наук. Второе предложение было поддержано работниками крайкома».

Вопрос согласовали с руководителем отделения академиком Окладниковым, который идею поддержал (еще бы!), и 22 сентября крайком дал разрешение на отправку. Подготовка велась с 7 по 20 октября. Ее контролировала Анна Пономарева. Вот отрывки уже из ее объяснительной:

«Между 14 и 17 октября мне позвонил начальник краевого управления культуры И.М. Бритт и спросил, на каком основании вывозится черепаха. Я доложила об указании В.М. Андреева… 20 октября экспонаты были погружены на платформу. Во второй половине дня позвонил т. Бритт и передал распоряжение остановить погрузку. Я сказала, что груз доставлен на платформу и отправлен». 

Что было потом? Снова вмешались значимые люди. Огромное гранитное изваяние на полдороги к Новосибирску развернул первый секретарь крайкома Алексей Черный. Спасибо ему большое. А то дружба с Китаем возобновилась, а вот кто возобновил бы наше древнее чудо?

Черепаха и раскол

Но это еще не все ухабы трудной рептильной судьбы, преподнесенные (предположительно) лихими семидесятыми. Если тщательно и с любовью осмотреть скульптуру, то легко заметить глубокую трещину вокруг каменной головы и шеи. Откуда она взялась? Слухи о том, что произведение средневекового искусства раскололи, а потом «склеили» обратно, ходят с завидным упорством.

Только вот официальных подтверждений нигде в открытых источниках нет. Есть лишь полуанонимная реплика блогера lowenhauer:

— Ее раскололи простые русские мужики, когда двигали с места на место в годы застоя. Видел своими глазами, как они это делали. Скорее всего, это было в 1979-м, когда в связи с Тихоокеанским конгрессом пострадала вся экспозиция…

Но это, как говорится, неточно. Больше того, мы провели собственную маленькую экспертизу, сравнив фото черепахи 1920 и 2020 годов. И увидели, что большая часть «раскола» заметна даже на старом снимке (голубые стрелки). Хотя и «добавления», замазанные бетонным раствором, на новых кадрах имеются (красная стрелка). Но главное, конечно, что наша героиня более-менее цела. Ведь она нужна нам в сохранности!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)