Темы номера
В 2023 году у Хабаровска есть удивительная юбилярша ― знаменитая каменная черепаха близ Гродековского музея. Ей исполняется аж 830 (!) лет. Мы начали рассказывать ее заковыристую историю, а закончить так и не успели. Продолжаем.
В прошлой публикации мы доказали, что наша гранитная героиня действительно была частью могильного комплекса великого чжурчженьского князя Эсыкуя и символизировала невероятную значимость и бессмертие его подвигов. Таких на Востоке ставили только на могилах самых знатных и благородных людей.
«В литературе черепаха — символ счастья и долгой жизни в десять тысяч лет, — писал прозаик, востоковед и переводчик последнего китайского императора Пу И Георгий Пермяков. — В данном случае китайцы уважительно называют таких черепах «Биси», «Ао» или «Юй».
«Черепаха — явно работа китайских мастеров, которых чжурчжени массами брали в плен, — считал Пермяков. — Сами чжурчжени — воины, сделать подобное они не могли. Таких черепах по Китаю тысячи и тысячи. Еще в китайской астрономии есть созвездие Черепахи из 14 звезд. Созерцание этих светил, по поверью, дарит долголетие...»
Неудивительно, что нашу древнюю рептилию почитают по сей день. Ее считают волшебной и хабаровчане, и гости города, но особенно — азиатские туристы.
Черепаха и легенды
«Объектом множества городских поверий» не без оснований называют ее сотрудники Гродековского. Согласно хабаровскому фольклору, она может все: исполнять желания, поправлять мужское здоровье, делиться магической силой и даже… помогать с замужеством.
Самое распространенная легенда — о том, что гранитный зверь приносит всем удачу.
— У любого, кто подержится за нашу черепаху и подумает о самом сокровенном, это обязательно сбудется, а все неудачи и невзгоды уйдут сквозь время прямо в 12 век, — цитировала ее заведующая экскурсионным отделом Гродековского музея Ирина Вакуленко. ― Очень много людей приходили и рассказывали о том, что их желания исполнились. Один из них — кореец. Подержавшись за черепаху, он ровно через год открыл медицинский центр, о котором мечтал очень долгое время. А через шесть месяцев после открытия снова приехал в Хабаровск — исключительно для того, чтобы еще раз прикоснуться к чудесной скульптуре.
Считается, что шансы достичь заветного увеличиваются, если оставить на мощной шее монетку. Поэтому и деньги у черепахи практически не переводятся.
Трогать средневековую рептилию рекомендуют всем: так как она стояла на могиле великого полководца, любой мужчина должен сразу же стать победителем во всем, а женщина — получить жизненную силу. Наверное, именно из этого родилась следующая легенда: что у древнего истукана есть сердце. И если приложить к скульптуре собственное ухо, можно услышать, как оно бьется. Правда, куда конкретно приложить, не уточняется: к голове как-то странно, а к боку — это надо постараться.
Но, оказывается, это не самые странные штуки, которые с ней готовы проделывать. Так, хабаровчанка Наталья Васильевна утверждает, что средневековая скульптура… не прочь выпить:
— Будучи студентами, мы всегда выливали ей на голову маленькую рюмочку вина, и камень все впитывал!
А вот такие эксперименты с цветным алкоголем мы не очень одобряем. Хотя это, в общем, тоже знак уважения. Но так было далеко не всегда.
Черепаха и трудный путь
Сложная судьба памятника, в которой были нападения монголов и вандализм российских поселенцев, с переездом в Хабаровск вообще-то не закончилась.
Да и само путешествие оказалось не из легких. Вообще статуя весом в 6,5 тонны прибыла в наш город по поручению самого Николая Гродекова в 1896-м. Из Никольского (нынешний Уссурийск) по железной дороге черепаху весом 400 пудов доставили до реки Иман (район Дальнереченска), а уже оттуда на пароходе по Уссури она в конце августа прибыла в Хабаровск. Однако к музею ее переместили только зимой, когда лег снег и тяжеленную скульптуру можно было везти по нему практически волоком.
И что же в итоге? Горожан огромная черепаха не впечатлила — священную Биси ядовито окрестили «чудовищной лягушкой с плитой на спине». Тогда еще на этой плите читались два старинных чжурчженьских иероглифа, которые пытались перевести примерно до 1970--х. Но потом перестали. Потому что они… исчезли.
Черепаха и советская цензура
Тут есть разные версии. По одной из них настоящую плиту, дескать, подменили современной бетонной подделкой, а средневековая ценность пропала. Другую, не менее интересную, весной 2000 года в газете «Тихоокеанская звезда» опубликовал не кто иной, как тот самый ученый и переводчик Георгий Пермяков.
«Лет 35 назад меня пригласили в крайком КПСС и дали список географических названий Дальнего Востока, — писал он. — «Подчеркните все названия, которые идут от китайских слов и иероглифов. Никому не говорите об этой работе». Я просидел два-три часа и подчеркнул такие слова. Многие названия на карте были изменены».
Это были как раз 1970-е, когда между лидерами СССР и Китая Никитой Хрущевым и Мао Цзэуном возникла напряженность, которая сильно повлияла на отношения государств.
«Тогда же в крайкоме меня попросили охарактеризовать иероглифы на стеле нашей знаменитой черепахи, — вспомнил он. — Я ответил, что чжурчженская письменность похожа на части глифов, а «Биси» и глифы на стеле явно китайской работы. После этого древняя надпись на стеле была заляпана цементом».
Кроме того, Георгий Георгиевич добавил, что в известной книге Виталия Ларичева «Тайна каменной черепахи» нет слов «Китай» и «китайские», а вместо «иероглифа» написано «знак». Так что доказательства «антикитайской» цензуры при желании читатель может найти и сейчас.
Но это, как оказалось, были еще цветочки. Вскоре священную погребальную рептилию вообще решили навсегда выдворить из Хабаровска!
Черепаха и ссылка в Сибирь
Дело было осенью 1977 года. От этой эпопеи, чуть не лишившей нас бесценного исторического наследия, остались не только свидетельства, но и черновики музейных документов. Их тому же ТОЗу уже в 2006-м предъявила Анна Пономарева, в те времена служившая замдиректора музея.
Среди них, например, объяснительная ее начальницы Лилии Григоровой на имя председателя Хабаровского крайисполкома Г.Е. Подгаева:
«20 сентября 1977 г. в музей пришли заведующая отделом и заместитель заведующего отдела пропаганды и агитации крайкома КПСС В.М. Андреев. Ими были даны указания в двухдневный срок убрать каменную черепаху, снять аннотацию к экспонату. Мною был задан вопрос, куда, так как музей не располагает помещением для хранения шеститонной каменной черепахи. Предложено было вырыть котлован на территории музея и поместить туда экспонат, но учитывая, что в земле памятник может быть поврежден, я предложила второй вариант: передать его на временное хранение в Сибирское отделение Академии наук. Второе предложение было поддержано работниками крайкома».
Вопрос согласовали с руководителем отделения академиком Окладниковым, который идею поддержал (еще бы!), и 22 сентября крайком дал разрешение на отправку. Подготовка велась с 7 по 20 октября. Ее контролировала Анна Пономарева. Вот отрывки уже из ее объяснительной:
«Между 14 и 17 октября мне позвонил начальник краевого управления культуры И.М. Бритт и спросил, на каком основании вывозится черепаха. Я доложила об указании В.М. Андреева… 20 октября экспонаты были погружены на платформу. Во второй половине дня позвонил т. Бритт и передал распоряжение остановить погрузку. Я сказала, что груз доставлен на платформу и отправлен».
Что было потом? Снова вмешались значимые люди. Огромное гранитное изваяние на полдороги к Новосибирску развернул первый секретарь крайкома Алексей Черный. Спасибо ему большое. А то дружба с Китаем возобновилась, а вот кто возобновил бы наше древнее чудо?
Черепаха и раскол
Но это еще не все ухабы трудной рептильной судьбы, преподнесенные (предположительно) лихими семидесятыми. Если тщательно и с любовью осмотреть скульптуру, то легко заметить глубокую трещину вокруг каменной головы и шеи. Откуда она взялась? Слухи о том, что произведение средневекового искусства раскололи, а потом «склеили» обратно, ходят с завидным упорством.
Только вот официальных подтверждений нигде в открытых источниках нет. Есть лишь полуанонимная реплика блогера lowenhauer:
— Ее раскололи простые русские мужики, когда двигали с места на место в годы застоя. Видел своими глазами, как они это делали. Скорее всего, это было в 1979-м, когда в связи с Тихоокеанским конгрессом пострадала вся экспозиция…
Но это, как говорится, неточно. Больше того, мы провели собственную маленькую экспертизу, сравнив фото черепахи 1920 и 2020 годов. И увидели, что большая часть «раскола» заметна даже на старом снимке (голубые стрелки). Хотя и «добавления», замазанные бетонным раствором, на новых кадрах имеются (красная стрелка). Но главное, конечно, что наша героиня более-менее цела. Ведь она нужна нам в сохранности!