Темы номера
О технологиях, которые делают метеорологические прогнозы более точными, рассказали хабаровским школьникам.
«Урок цифры» на тему метеорологии провели для одиннадцатиклассников школы № 32.
— Наверное, многие из вас, собираясь утром в школу, интересуются температурой воздуха и наличием осадков на улице, — обратилась к ребятам учитель географии Татьяна Медведева. — А задумывались ли вы когда-нибудь, как создаются прогнозы погоды?
Ответ на этот вопрос и предстоит узнать в рамках урока, а еще разобраться, как искусственный интеллект помогает улучшать качество прогнозов.
Большой аквариум
— Воздух перемещается от зон с высоким давлением в зоны с низким, поэтому погода меняется, — рассказывает с экрана преподаватель Московской школы программистов Дмитрий Коняев. — Циклон приносит с собой осадки, а антициклон их разгоняет. С развитием метеорологии эти явления стало возможно прогнозировать. Точные прогнозы погоды используют в сельском хозяйстве, авиации и мореплавании.
С первых минут обучающего видео слышу новый для меня термин «наукастинг». Оказывается, это метеопрогноз на несколько часов, который помогает понять, как одеться по погоде и нужно ли брать с собой зонт. А еще бывают краткосрочные (на 2—3 дня) и среднесрочные (на 10 дней) — их чаще всего используют при планировании путешествий или уличных мероприятий, а также сезонные, применяемые в строительстве.
— Чем более долгосрочным будет прогноз, тем он менее точен, — продолжил Дмитрий. — Давайте представим аквариум, в котором вода — это атмосфера, а дно — поверхность Земли. Теперь насыпаем в него пайетки и перемешиваем. Примерно так движутся облака в атмосфере, поэтому точно предсказать, где они будут через неделю, невозможно.
Сейчас данные, собранные метеорологами, обрабатывает специально созданный сверхмощный компьютер, а ведь еще 30 лет назад людям приходилось рассчитывать прогноз на калькуляторах, ориентируясь на результаты аэросъемки.
— С 2020 года мы участвуем в федеральном проекте «Цифровая образовательная среда», в рамках которого в школу поступили три интерактивных доски и 48 нетбуков, — говорит директор образовательного учреждения Наталья Полюдченко. — Новое оборудование активно используем для проведения «уроков цифры» в старшей школе.
После теории увлеченные подростки приступают к практике — выполнению заданий в специальном тренажере на сайте проекта «Урок цифры». Приложение имитирует виртуальную метеостанцию с осадкомером, анемометром, термометром, гигрометром и барометром. Чтобы получить звание «Метеоролог», необходимо собрать показатели этих приборов и занести их в дневник наблюдений, расположенный тут же, в левом углу экрана. Верно выбрав, какие из предложенных устройств отправляют информацию в центр обработки данных, можно заработать достижение «Инженер данных». В заключительном задании требуется расставить этапы создания метеопрогноза в правильной последовательности.
— Хотелось бы, чтобы ребята в будущем связали свою жизнь с метеорологией, — поделилась ведущий синоптик гидрометцентра Ирина Баранова. — Сегодня мы остро нуждаемся в геофизиках, гидрологах, связистах, синоптиках, поэтому очень надеемся на молодые квалифицированные кадры.
За 15 минут до конца урока учитель дает индивидуальные задания трем ученикам. Им нужно построить розу ветров, столбчатую диаграмму и график температуры воздуха на основе собранных и обработанных данных.
— Считаю, что метеорология — это перспективное направление, — поделилась одиннадцатиклассница Ирина Литвиненко. — Еще не решила, какую профессию выберу, но сфера информационных технологий сейчас активно развивается, поэтому, возможно, свяжу жизнь с ней.