Темы номера
В начале года работы необычной хабаровской художницы Вероники Янышевой отправились сразу на три выставки. Одна из них всероссийская.
Самые свежие произведения уехали в Москву на масштабную экспозицию «Новое время», которая объединила 350 участников из 80 городов страны. Вероника жалеет, что на краевой выставке, которая проходит сейчас в галерее им. Федотова, ей удалось показать только одну новую работу — остальные улетели. А всего их за 2019 год было три — свои картины девушка не рисует и не пишет, а вырезает из бумаги. И это очень кропотливый труд, на который уходят недели, месяцы и даже больше.
«На этот эскиз я потратила ровно год!» — похвасталась она в соцсетях в сентябре. Хабаровский дворик, вид из подъезда мастерской, куда она ходит каждый день. Однажды просто повернулась и «увидела картинку». Мелкие штрихи балконов, «лепестки» белья на веревках, тончайшее кружево листвы. Еще 2,5 месяца она вырезала каждую крошечную деталь. Второй сюжет — в окне этой самой мастерской. Улица Муравьева-Амурского, купол и шпиль доходного дома Гржибовского, нахохлившиеся голуби и куча мелочей на подоконнике. Филигранность исполнения заставляет открыть рот.
— Две работы от одного автора на престижную московскую выставку с таким большим участием — это очень много, — говорит художница. — Тем приятнее для меня, что они обе свежие. Значит, расту.
Серию хабаровских пейзажей она, похоже, закончила: следующий сюжет о другом.
— Кажется, все становится сложнее: будет не просто городская зарисовка, а внутреннее ощущение от пейзажа, рефлексия о самой себе, — объясняет Вероника. — Это что-то более личное и глубокое.
Но как выразить свои чувства, когда вместо кисти, карандаша или угля у тебя в руке холодный металлический резак?
— Да точно так же, — улыбается член Союза художников России. — Штрих, линия, пятно — наши основные средства выразительности. Я поэтому и называю свою технику вырезной графикой — она мало чем отличается от обычной. Инструменты другие, а суть та же.
В декабре работа Вероники Янышевой «Кувшинки» участвовала в благотворительном аукционе. Ее продали за восемь тысяч рублей — совсем недорого. Не жаль, что главное дело жизни почти не приносит дохода?
— Конечно, иногда от этого грустно, — признается художница. — Хочется не работать изо всех сил сразу на двух работах (она педагог детской художественной школы и центра эстетического воспитания детей), а больше времени посвящать творчеству. Но это наша реальность, сегодня у людей почти нет денег, чтобы покупать искусство. Хотя интересные заказы у меня, конечно, бывают.
Да и грустить ей особо некогда: она готовит свою первую персональную выставку.
— Назначила ее на осень, уже нашла помещение, — делится планами Вероника. — В моем случае, сами понимаете, работы собираются очень медленно. Но наконец-то их достаточно.