Чье оно, право на лево?
logo

Темы номера

Чье оно, право на лево?

Дарья УЛАНОВА, фото автора

А давайте сразу к сути. Прийти в музей истории Хабаровска с очень серьезным вопросом: «Где у вас тут право и лево?» нас заставила старая журналистская байка.

И связана она с первым лицом нашего региона. Правда, с бывшим. Но от этого не менее высокопоставленным. Итак, начнем.

Женская сторона губернатора

Есть в газетной верстке такое правило: люди на странице должны смотреть «внутрь» газеты, а не «наружу». Поэтому некоторые фотографии приходится «зеркалить», то есть разворачивать в другую сторону. Так случилось с официальным снимком, где один из наших прошлых губернаторов осматривал важный объект.

Как только газета вышла, в редакцию позвонил невероятно рассерженный читатель. И нет, возмутил его не текст или качество фото.

— А почему это у нашего губернатора пальто застегнуто на женскую сторону?! — кричал он в трубку.

С тех пор прошло много лет, люди пережили удаленку, научились носить пиджак с трусами на видеосовещаниях и заставили искусственный интеллект писать стихи. Но в интернете до сих пор популярны запросы «Почему женская куртка застегивается направо?». Хотя, казалось бы, какая уже разница? Но что поделать, сила исторического наследия: традиции, поговаривают, уже как минимум 800 лет.

Так откуда взялись мужская и женская сторона в одежде?

Бонапарт, не обижайся!

IMG_20230621_145122_2.jpg

Версий оказалось немало, одна другой любопытнее. И поговаривают, что в деле замешан целый император! Но началось не с него.

Многие источники утверждают, что вся эта катавасия с разделением сторон началась в XIII веке вместе с изобретением пуговиц. Но нет: пуговицы появились аж за три тысячи лет до нашей эры. Ну примерно. А в Средневековье изобрели… функциональные петли — те, с помощью которых застегивали одежду, а не вешали преступников.

Отсюда пошла первая версия — аристократично-беспомощная. Мол, тогда пуговицы считались драгоценностями, и позволить их себе могли только богачи. А богатых женщин в то время одевали служанки, и им было сподручнее застегивать наряды, если пуговицы находились слева, а петли справа. А вот мужчины якобы одевались сами. Верится слабо, учитывая, что у особо привилегированных господ число пуговиц на сюртуке доходило до 100.

Поэтому вторая версия, историческая, утверждает, что все началось задолго до пуговиц, прямо с запАхов. Их стали шить на разные стороны сами портные, чтобы не перепутать половую принадлежность похожих моделей. Почему это было так важно, науке не известно. Зато науке известно, что Жанну Д'Арк официально сожгли за ношение мужской одежды. Так что это явно был вопрос жизни и смерти.

Третья версия — самая функциональная, убийственно-прикрывающая. Согласно ей, мужская застежка слева направо была удобнее, чтобы кавалер мог мгновенно скинуть рубашку и выхватить оружие, а солдат — греть эту самую руку с оружием под левой полой. У женщин все оказалось наоборот из-за младенцев: их носили на левой руке, а когда кормили грудью, прикрывались как раз правой полой.

Ну а четвертая — вообще про комплексы Наполеона. Нет, не из-за роста. Император часто позировал художникам и клал правую руку под сорочку. А нехорошие женщины повадились пародировать великого полководца. Поэтому он обиделся и приказал шить всю женскую одежду с застежками на левой части. На правду не похоже, зато очень весело.

Но это все какие-то далекие западные размышления. А что у нас-то, у нас?

Слова «пуговица» и «пугало» — однокоренные. В древности пуговицы служили оберегами: внутрь клали что-нибудь звенящее или шуршащее, чтобы злые духи убоялись и не приставали к владельцу.
Когда штаны разрешены

IMG_20230621_144941_2.jpg

Вот это мы и пошли выяснять в музей истории Хабаровска с помощью подлинной старинной одежды, которая, к счастью, есть и в экспозиции, и в фондах.

— Тут у нас выставлены два русских женских костюма из разных губерний — Курской и Воронежской, — начинает свой рассказ начальник культурно-просветительского отдела Василина Мишоян. — По внешнему виду очень легко сказать, какой из них откуда. Рубахи у них похожи, а вот цвета вышивки и другие особенности у каждого свои.

Курский вариант с клетчатой юбкой-поневой застежками любопытный глаз не балует, зато пуговицы нашлись у воронежской рубашки и сарафана. Все они пришиты слева, прямо по историческим заветам.

— Эти пуговицы, кстати, в свое время ввели нас в заблуждение, — признается Василина. — Из-за них и общего скромного вида мы решили, что это «тыл» сарафана, и повесили его задом наперед. Зато с другой стороны все красиво: и крой, и отделка, и плиссировка…

— Плиссировка?

— Почему вы удивляетесь? Это древнее искусство. А все образцы костюмов, которые у нас есть, относятся к концу XIX — началу ХХ века.

У голубого нанайского халата, который висит по соседству, тоже пуговицы слева, а петли справа. Только вот мужской он или женский, точно определить нельзя.

— Это короткий халат, его носили с брюками, но делать это могли как он, так и она, — улыбается музейный сотрудник. — Брюки у этого народа были разрешены для обоих полов.

Вот это да! Оказывается, так было можно. Пока американка Амелия Блумер изо всех сил воевала за женские штаны, жительницы Приамурья просто носили их на рыбалку!

В следующем зале рядом с реконструкцией русской избы нас встречает мужская косоворотка. И что вы думаете? Правильно, пуговицы снова слева, а петли справа. Никакой разницы. Историки утверждают, что так повелось испокон веков.

— Наверное, мужская и женская одежда и так была достаточно разной, чтобы обращать внимание еще и на застежки, — смеется Василина.

Эту мысль полностью подтверждает женский старообрядческий костюм: тут на сарафане пуговицы наконец справа! Но на рубашке все равно слева. Что как бы намекает нам, что хозяйке не было никакого дела до их расположения. Но не до их художественной ценности.

— Зато посмотрите, какие они красивые! — специалистка приподнимает перед сарафана вверх. — Каждая вручную расшита бисером и микробисером, а ведь их тут аж 19!

Какой вывод мы можем из этого сделать? Неважно, с какой стороны застежка — главное, чтобы застегивала. А если она еще и красивая, то можно и в музей.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)