Через знания — к звездам
logo

Темы номера

Через знания — к звездам

Виктория ПЯТКОВА, фото автора

В хабаровской школе № 29 знают о вакцинации, когнитивной гибкости и многом другом. Не зря же школьная команда «Разум.ру» победила в городском конкурсе на лучшее научное общество среди школьников «Виват, наука!»

Лет двадцать назад педагоги школы организовали что-то вроде клуба для тех, кто стремится познавать и созидать. В него входят активные ученики из разных классов, начиная со второго и заканчивая одиннадцатым.

Ребята с помощью кураторов-наставников из числа учителей разрабатывают проекты на самые разные темы, будь то историческое исследование или макет какого-нибудь технического чуда. Каждый год здесь проходит научно-практическая конференция, где выявляются самые талантливые юные ученые. Некоторые из них на школьном этапе не останавливаются, а идут покорять региональные и всероссийские высоты.

Чума, железная дорога и выпечка

Десятиклассника Руслана Березутского больше всего увлекает история, что и сподвигло его к написанию первого проекта в 6-м классе. Тему он выбрал для шестиклассника неожиданную — «Пандемия чумы в 14-м веке».

— Я тогда решил впервые поучаствовать в научно-практической конференции, — рассказывает Руслан. —Толком не готовился, тему нашел за две недели до защиты, но в итоге победил. История с выбором довольно забавная — когда меня наказывали родители, они оставляли на телевизоре всего два канала — исторический и про животных. Смотрел в основном Viasat History и вечно попадал на древний мир или период Средневековья. Однажды шла передача про чуму, тогда и возникла идея исследовать пандемию 1346-1353 годов.

Так появился труд, в котором шестиклассник рассмотрел коварную инфекцию от и до. Дальнейшие научные изыскания привели его к злободневной теме коронавируса и вакцинации, которую освещал уже в седьмом классе.

— Долго искал, что изучить, поскольку то, что предлагал, не нравилось учителю, — делится школьник. — Например, хотел писать о психологии преступника, но мне сказали, что это не по возрасту. Мое исследование называется «Вакцинация. За и против». Брал интервью у врачей, рассматривал разные точки зрения, описывал случаи, в которых вакцинация спасала жизни.

По словам Руслана, тема увлекла его не на шутку. Дело дошло даже до экспериментов (ни одна живая душа не пострадала). За последние пару лет он подготовил еще несколько проектов, и все они были оценены по достоинству.

А недавно десятиклассник съездил во всероссийский детский центр «Океан», где проходила смена «Техноканикулы». Там вместе с командой смоделировал в 3D приложении детскую железную дорогу, которая проходит, по задумке создателей, вдоль территории всего лагеря.

Помимо научных достижений у Руслана есть и кулинарные — обожает заниматься выпечкой и даже, по его словам, хотел обучаться этой профессии. Но тяга к науке все же победила, поэтому в ближайших планах участие в программе «Педагог России» всероссийского детского центра «Смена» в Анапе, куда он уже выиграл путевку. Ну а годом позже — поступление в Дальневосточный федеральный университет.

— Хочу на «Промышленные и биотехнологии», но если не потяну математику, пойду в медицинский, — подытоживает он.

Миллион на свой бизнес

Ангелина Иванова учится в одиннадцатом классе, и в прошлом году выиграла миллион рублей во Всероссийском конкурсе «Большая перемена».

— А я до 8-го класса и не помышляла ни о какой науке, — рассказывает она. — Просто жила, училась, занималась спортом, рисованием. Подтолкнул меня к этому педагог по психологии, который попросил выступить с докладом про добровольческое движение, а так как у меня был профильный волонтерский класс, сделать это оказалось не сложно. Потом увлеклась, решила продолжать исследовательскую деятельность, подошла к педагогу и спросила, какую тему выбрать. Она ответила: «Не знаю». Сказала так специально, чтобы я сама пришла к тому, чем хочу заниматься.

Сначала Ангелина занялась созданием проекта роллердрома — помещения, которое даст возможность скейтерам, велосипедистам BMX и другим любителям экстремальных развлечений заниматься и зимой, и летом. Проект дальше школы не пошел, но дал хороший старт.

Следующим этапом стала победа в краевом конкурсе «Я предприниматель», который проходил в Комсомольском-на-Амуре государственном университете. Ну а самое яркое достижение на научном поприще для Ангелины — безусловно, миллион рублей, который она выиграла на «Большой перемене».

— Да, я теперь миллионер, — улыбается она. — Деньги пришли, лежат у меня на карте. Уже несколько лет участвую во всероссийском конкурсе «Большая перемена», но раньше доходила только до полуфинала. А прошлой осенью удалось дойти до конца и получить второй по значимости приз. Первым было путешествие на атомном ледоколе.

На финале «Большой перемены», прошедшем в «Артеке», Ангелину ждало большое количество заданий и руководство командой из двенадцати человек, подобранной организаторами по принципу случайности. По ее словам, последнее стало стрессовым фактором, который заставлял выкладываться на все сто. Участники вместе решали задачи, поступавштие от организаторов.

К примеру, одним из заданий было описать за минуту на бумаге свой навык, которому можешь обучить других, а затем поменяться листами и исправить недочеты мини-проекта. «Изюминка» — писали неоновыми ручками, так, чтобы прочитать могли самые стрессоустойчивые.

— Это задание на когнитивную гибкость, — объясняет Ангелина. — Определяет, насколько хорошо ты справляешься с быстрыми задачами в дискомфортных условиях. Нам еще в начале сказали: «Счастливых вам голодных игр!». Можете себе представить, какая азартная атмосфера царила на конкурсе.

Выигранные деньги школьница мечтает потратить на создание своей творческой мастерской, в которой будет преподавать искусство детям, поэтому планирует поступать в педагогический.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)