Темы номера
Ежегодно 10 сентября общество отмечает Всемирный день предотвращения суицида. В прошлом учебном году эта непростая и важная тема начала регулярно звучать с огромной сцены Городского дворца культуры.
Под софитами ― подростки и психологи. На огромных экранах ― их лица крупным планом. Они читают записки реальных хабаровских школьников, которые подверглись травле. И, к несчастью, выдержали не все. Некоторых авторов этих строчек уже нет в живых.
Правдивые истории
Инициаторы постановки ― администрация города. Смотреть ее тяжело, но необходимо: это тренинг-погружение, документальный спектакль про острую ситуацию с буллингом, невнимательность взрослых и то, к чему они приводят. Муниципалитет сам решил высветить проблему, используя средства современного театра. Очень редкая история.
Идея возникла в мае 2021 года, сценарий появился в сентябре. Документальный материал ― правдивые истории ребят, над которыми издевались в коллективе, ― управление образования отбирало вместе с краевым центром «Псилогия». Его специалисты многие годы работают с такими случаями. Помогал и Следственный комитет: когда школьный ад помножился на отсутствие поддержки, равнодушие родителей и педагогов, кто-то не справился и ушел из жизни.
В качестве режиссера пригласили Ольгу Подкорытову из ТЮЗа, известную своей подростковой лабораторией «Мясо». Ее участники уже не раз выносили на сцену откровенные и правдивые разговоры о самых животрепещущих и больных вопросах взрослеющих людей. Так получилось и на этот раз.
«Одноклассники отвернулись»
«В новом классе меня сначала просто не замечали, а потом начали обзывать, толкали на переменах. Однажды я не выдержала и дала сдачи. Тогда несколько одноклассников подкараулили меня после уроков и сильно избили».
«Как-то я зашел в школьный туалет, там курили старшаки. Они остановили меня, стебали, а потом засунули в кабинку и начали макать головой в унитаз».
«Когда началась депрессия, одноклассники отвернулись от меня и стали за нее травить. Меня даже нет в выпускном альбоме ― я не приходила на фотосессии. Были мысли о самоубийстве, но тут я узнала, что мама беременна».
Слышать про это почти физически больно. Еще больнее ― про то, как взрослые остаются безучастными.
«Меня отговаривали писать заявление на тех, кто меня избил. Зачем мальчишкам характеристику портить?»
«Мне было очень тяжело, а посоветоваться не с кем. Маме говорить бесполезно, папе не до меня. Читала советы в интернете, там пишут: «Дай отпор и расскажи взрослым». Каким взрослым? Классной руководительнице, которая на субботнике отругала меня за то, что я недостаточно ровно покрасила забор? Директору, которым нас и так все пугают?»
И наконец ― почти невыносимо — про то, как сами родители отказывают детям в необходимой помощи.
«Мам, запиши меня к психологу». ― «Не придумывай».
«Я сходила к психиатру сама, но мама не давала мне деньги на таблетки».
«Когда учитель предложил встретиться со школьным психологом, я попросила не говорить об этом маме…»
Не хочется верить, что все это происходило в нашем городе. Но оно происходило и, к сожалению, продолжается.
Чья это ответственность
Есть в спектакле и положительные примеры, когда педагог не прошел мимо, достучался до родителей, вытащил ребенка из болота отчаяния. Но проблема никуда не исчезает. Буллинг не проходит бесследно, у него есть последствия. Это либо разрушенная психика, которую надо восстанавливать всю жизнь, либо те самые массовые расстрелы в школах, которых все мы так боимся, либо подростковые суициды. В 2020 году завершенных попыток в Хабаровске было 5. В 2021-м ― 15.
Первый показ провели для руководителей школ. Реакция была неоднозначной. Многие выходили молча. Некоторые обиделись, посчитав, что их попытались сделать виноватыми во всем. Некоторые спорили с увиденным в соцсетях.
Но с каждым новым спектаклем положительных отзывов становилось больше. Зрители признавали значимость проблемы, благодарили создателей проекта за то, что о ней не молчат, и рекомендовали знакомым собраться с духом и задуматься над постановкой.
Потому что в спектакле, конечно, не утверждается, что все дело только в педагогах или только в родителях. Там говорится о том, что мы, взрослые, привыкли перекладывать друг на друга ответственность за беды детей. И если продолжим это делать, будет хуже. Исправить ситуацию можно только совместными усилиями. Иначе школьники, которых травят, так и не будут видеть выхода.