Темы номера
Отремонтировать почти 13 км участков дорог необходимо в этом сезоне МУП «Дорремстрой».
Самый протяженный из них, 5,8 км, находится на окраине Хабаровска в границах Воронежского и Федоровского шоссе. На разбитую трассу давно жаловались дачники, жители поселка Березовка и любители активного отдыха, отдающие предпочтение базе «Аризона». Кстати, этой дорогой часто пользуются и водители большегрузов, которые стараются объезжать населенные пункты.
Когда последний раз здесь меняли асфальт, никто уже и не помнит, разве что ямочный ремонт проводился лет пять назад. Отдельные участки автомагистрали проходят по лесному массиву, и деревья уже стали мешать обзору на поворотах. Поэтому трасса и вошла в этом году в национальный проект «Безопасные и качественные автомобильные дороги».
Сначала остановки
«Дорремстрой» на этом участке трудится с начала июля. Очищены от растительности обочины, девять автобусных карманов из тринадцати в работе. Все они стали просторнее и удобнее для пассажиров. На одних уже уложено асфальтовое покрытие и установлено бордюрное ограждение, на других еще только меняют дорожную одежду. По нескольким остановкам вопросы не решены до сих пор: где-то нужно перенести трансформаторную подстанцию, а где-то согласовать наличие самой площадки именно на этом месте или отодвинуть ее на некоторое расстояние. Этими проблемами занимается городское управление дорог и внешнего благоустройства.
— Все вопросы решаемы, надеемся, до конца месяца с ними разберутся, — замечает заместитель директора предприятия Александр Осадчий. — Два остановочных кармана со стороны Федоровского шоссе даже закатали в асфальт, но один пришлось срочно восстанавливать: установили бордюрное ограждение, а ночью его снес какой-то лихач на большегрузе. Здесь же никогда прежде не было удобных заездов для автобусов, вот в темноте кто-то и не вписался в поворот. Кстати, на этом участке, который у нас обозначен как нулевой пикет, уже частично выровняли дорожное покрытие. За три дня на нем уложено почти 300 тонн асфальтобетона.
Дорожные промилле
Работа не из легких, ведь в +30 приходится укладывать пышущий 160-градусным жаром материал. И уложить нужно ровно и качественно. Дорожникам уже хочется поскорее завершить первый километровый отрезок и углубиться в прохладу лесного массива, который обрамляет дальше дорогу с обеих сторон.
— Решено трассу всю не вскрывать, — продолжает Александр Филиппович. — Там, где есть необходимость, поменяем дорожную одежду. В свое время эту магистраль строил Автодор и грамотно выполнил поперечные и продольные уклоны, виражи, чтобы вода стекала. И мы стараемся не отклоняться от 20 промилле. Да-да, этот термин для дорожников очень важен. В большинстве своем они сохранились, но кое-где проезжая часть приняла горбатый профиль. Вот его-то и надо привести в нормативное состояние. Разбили дорогу на пикеты и смотрим: если основание нормальное, то не копаем. Вот деревья порубили, хотя это самая малость, обочины надо приводить в порядок. Чем ближе к нулевому пикету, тем больше видна наша работа: фреза подровняла проезжую часть, обочины очищены от спиленных веток, геодезисты сделали отметки, на которые следует выйти, так как не везде соблюдалась необходимая ширина проезжей части.
Не придется менять и мост в районе базы «Аризона», он в рабочем состоянии.
Разгадка в ЩМС
Зато на дорогу ляжет совершенно новая, экспериментальная щебеночно-мастичная смесь (ЩМС). Ее на собственном асфальтобетонном заводе разработали специалисты «Дорремстроя» в содружестве с учеными ТОГУ. Раньше при производстве асфальтобетона использовали в основном высокоплотные добавки. В этой смеси тоже есть минеральный порошок, что придает ей вязкость мастики.
— Пока на трассе лежит выравнивающий слой асфальта, сверху еще положим 5 см ЩМС, — замечает Александр Филиппович. — Она предназначена именно для загородных дорог. Поскольку состоит преимущественно из щебня, то должна быть более долговечной по прочностным показателям. До нас в крае эту смесь еще никто не производил. Посмотрим, как покажет себя. Если опыт удастся, будем ее и в дальнейшем использовать.
Эту трассу дорожники намерены сдать до 15 сентября. В стадии завершения находятся улицы Победы, Островского, Немировича-Данченко, Заозерная, Геодезическая, Морозова П.Л. в границах от Автобусной до Владивостокского шоссе.