Чудеса в больших калейдоскопах
logo

Темы номера

Чудеса в больших калейдоскопах

Дарья УЛАНОВА, фото автора и из архива

Вот что делать, если погода на улице прекрасная, а вы уже наизусть выучили набережную, пруды, парки и всю центральную часть любимого Хабаровска? Смотреть витражи!

«Какие такие витражи, да еще и во множественном числе?» — обычно следует вопрос. Настоящие! Причем разного возраста и стиля. Мест, где можно полюбоваться на яркие стеклянные сюжеты, в центре краевой столицы немало. Но добраться до них — иногда тот еще урбанистический квест.

Уровень первый: облегченный

Eu8hOdljQMw.jpg

Проще всего, конечно, радоваться разноцветью на окнах и дверях бывшего общественного собрания и доходного дома Кровяковых — теперь это две части любимого многими ТЮЗа. Стилизованные под готику узоры геометричны и просты, зато рассчитаны именно на взгляд снаружи.

Информации о том, имеет ли хоть один из них отношение к облику старого Хабаровска, в открытых источниках не найти. Зато, например, адвокат Алексей Гордейчик вспоминал: «Когда-то давным-давно я обожал бывать там, любоваться великолепным фойе с причудливой лестницей и яркими витражами дверей, лакомиться мороженым в буфете… Хотя, справедливости ради, витражи появились несколько позже, но это по существу ничего не меняет».

Зато историки уверяют, что как раз в доходном доме Кровяковых (сейчас это тот корпус, где находится главный вход в театр) витражи были изначально — выражали богатство и художественный вкус хозяев. Так что даже если вся красота восстановлена позже (ТЮЗ реконструировали в 2002—2004-м годах), она вполне дает нам представление о том, какими были те самые 100-летние «калейдоскопы».

Уровень второй: с хитростями

IMG_20190501_162425.jpg

Но главное вместилище витражных сокровищ (уже, кстати, советских) находится рядом, на Комсомольской площади. Это монструозное здание Крайсовпрофа, которое долго считалось самым некрасивым в городе. Но это снаружи. А внутри лестничные пролеты снизу доверху украшены выразительными сценами из коллективной жизни нашего народа в разные эпохи. Тут послы, подносящие дары царю, гармонисты и плясуньи, лыжники, космонавты, рыбаки, мамы с детьми…

Палитра при этом очень насыщенная: красный, оранжевый, бирюзовый, густой синий… Именно эти работы очень любимы местными экскурсоводами. Так что если вам на прогулке обещают неизвестные стеклянные чудеса, то, скорее всего, поведут сюда.

— Все пытаюсь разгадать тайну: почему такие яркие витражи размещались в таких мрачных зданиях? — размышляла автор одной из подобных экскурсий Мария Зыкова.

Кто был автором идиллических картин, тоже загадка. Но это не повод проходить мимо, тем более что доступ к ним свободный. Для осмотра предлагаем маленькую хитрость: поднимитесь на лифте на верхний этаж, а потом спускайтесь пешком. Иначе устанете и не восхититесь как следует. А ведь прогулку еще можно продолжить…

Уровень третий: по билетам

двхм2.jpg

Если же найти в интернете фото современных хабаровских витражей, нас ждет разочарование. Естественно, не потому что они менее красивые. А потому что большинство сопровождает надпись «Частная собственность». Но не все — некоторые, к счастью, украшают собой учреждения культуры. Один из них под названием «Солнечный день» занимает пролет между вторым и третьим этажами Дальневосточного художественного музея. И вот его автора мы знаем — это дальневосточный художник Владимир Евтушенко.

Сейчас работа забрана решеткой, но вместе они образуют весьма причудливое сочетание, которое стоит увидеть. А заодно взглянуть на постоянную экспозицию или на любопытную временную выставку.

За следующими узорными сюжетами тоже не нужно далеко ходить — они ждут нас за соседней дверью, в краевой филармонии. Это серия Бориса Федоровского «Звуки музыки» (2002 г.) на лестнице, ведущей в большой концертный зал. Рассмотрите ее перед Бахом или Моцартом, не пожалеете.

Ну а самые известные представители этой, скажем так, категории — исполненные в стекле виды Хабаровска в ГДК. Еще один повод взять пригласительные на бесплатное, но от этого не менее интересное городское мероприятие, правда?

Уровень четвертый: почти секретный

двгму.jpg

Если вы дочитали до этого места и только вошли во вкус, для вас есть самая сложная часть витражного квеста: работы в учебных заведениях. Попасть туда просто так очень сложно, но можно, если постараться.

Так, в медицинском университете вас встретит произведение уже знакомого нам Бориса Федоровского «История медицины» (1993 г.). А Владимир Евтушенко вместе с женой Верой выполнили по-настоящему огромный витраж для Хабаровского университета экономики и права.

Ну и, наконец, самое неожиданное место, где можно встретить стеклянное сокровище: бассейн средней школы № 30! И это, кроме всего прочего, единственный известный нам витраж, совмещенный с часами. Чудеса, да и только.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)