Темы номера
В 2021 году количество впервые выявленных больных туберкулезом в Хабаровске и крае снизилось, как и смертность от него. Но ситуация стала только тревожнее. О том, почему так получается, медики рассказали в ходе круглого стола.
Накануне Международного дня борьбы с туберкулезом специалисты городского управления по физкультуре, спорту и здравоохранению объединились с сотрудниками краевой туберкулезной больницы, чтобы обсудить текущую ситуацию.
Открытые и опасные
По данным заместителя главного врача туберкулезной больницы Валентины Куковицкой, положение дел с этой болезнью в регионе за последний год несколько улучшилось:
— По итогам 2021 года показатель заболеваемости туберкулезом снизился на 6,6% при охвате флюорографическим обследованием на уровне 2019-го. Это положительный момент. Можно было бы и порадоваться, но есть минус: стало больше больных с несвоевременно выявленными формами, такими как деструкция легочной ткани. Почему? Люди не обследовались по два года, а кто-то и дольше.
Показатель смертности также снизился — умерло на 20 человек меньше, чем в 2020-м. Но их все равно больше сотни, и достаточно тех, кто ушел из жизни в первый год наблюдения. То есть лечиться они стали на той стадии, когда ничего уже не помогает. Часть случаев выявлены посмертно.
— При этом 57% больных туберкулезом (то есть большинство) — это лица с бактериовыделением, с открытой формой, — подчеркнула Валентина Викторовна. — Один такой больной может заразить 10—15 человек. Поэтому эпидемическая ситуация в крае остается напряженной: наши цифры пока превышают общероссийские примерно в два раза.
Слишком поздно
О ситуации в краевом центре рассказала заместитель главврача туберкулезной больницы по амбулаторно-клинической помощи Диана Берилло:
— Она в целом идентична краевой. В 2021 году впервые выявлено 274 человека с туберкулезом — на 22 меньше, чем в 2020-м. Но на фоне снижения количества больных увеличивается число случаев с распадом легочной ткани и бактериовыделением. То есть больных, которые опасны для окружающих, в 2021 году выявлено на 23% больше. С распадом — на 60%. По смертности у нас снижение на 13%. Умерло 45 человек, но 70% из них — до года наблюдения, то есть они очень поздно обратились за медпомощью. Бывает, что пациента привозят, и смерть наступает уже в первые трое суток.
Специалисты напомнили, что ежегодно проходить флюорографию должны абсолютно все. Это единственный способ исправить ситуацию. Малые формы туберкулеза легче и быстрее лечатся: 6—8 месяцев — и человек здоров и не представляет опасности для окружающих.
— Болеют ли наши дети туберкулезом? Конечно, — вступила в разговор и.о. заведующей детским диспансерным отделением туберкулезной больницы Елена Тараненко. — Но поскольку взрослая заболеваемость последние два года снижалась, снизилась и детская. Мы порадовались, что детки болеют меньше, что сдвинулся возраст — заражаются школьники, а раньше мы говорили в основном о дошколятах. Сейчас хотя бы 50 на 50.
Елена Леонидовна напомнила, что у туберкулеза долго отсутствуют специфические симптомы, а еще он может протекать латентно, и обратилась к родителям:
— Не отказывайтесь от проведения проб, чтобы мы вовремя могли заметить это состояние и помочь. Потому что если вы обратитесь к нам с симптомами, это будет уже осложненная форма, которую мы вряд ли вылечим без остаточных изменений. А они дают высокий риск рецидива.
Детей до восьми лет обследуют с помощью туберкулиновых проб, а школьникам до 18 лет делают диаскин-тест. Подростков проверяют дважды в год и подключают флюорографию — это группа риска, у которой есть и детские, и взрослые формы инфекции.
По словам Елены Тараненко, сегодня от диаскин-теста отказываются целыми классами (только в Хабаровске таких около тысячи человек). Она напомнила, что как минимум половина детей заражаются туберкулезом от контакта с родственниками или близкими. У остальных причина неизвестна.
В завершение разговора подняли тему наиболее опасных форм туберкулеза с множественной и широкой лекарственной устойчивостью (МЛУ и ШЛУ).
— Это проблема общемировая, — отметила Валентина Куковицкая. — Притом есть первичная и вторичная устойчивость. Первичная бывает у тех, кто никогда не болел. Почти 40% впервые выявленных бациллярных больных — это туберкулез с МЛУ. А среди тех, кто принимал препараты нерегулярно или не в полной дозировке, доля МЛУ более 60%. Лечится такой туберкулез дольше, 18—24 месяца. Это дороже. Препараты переносятся тяжелее. И такие больные очень долго остаются бактериовыделителями. То есть они будут инфицировать окружающих, в первую очередь детей и подростков, уже лекарственно устойчивой формой.