Темы номера
II Международный фестиваль анимационного кино прошел в Хабаровске.
В этом году на конкурс «Анимур» поступило 2 108 заявок из 83 стран. Это почти в два раза больше, чем в прошлом. География участников охватила все континенты. Традиционно основное внимание уделили фильмам стран АТР, Юго-Восточной Азии и Латинской Америки. Прошлый фестиваль показал, что дальневосточный зритель проявляет особый интерес к этому виду искусства.
— За два года местные мультипликаторы внесли огромный вклад в развитие индустрии. Здорово, что регион понял, в чем его специализация. Хабаровскому краю можно смело выдавать справку: это анимационное будущее страны, — отметил генеральный директор Президентского фонда культурных инициатив Роман Карманов.
Сюжеты из снов
За четыре дня жители и гости города посетили 42 бесплатных сеанса. В основную конкурсную программу вошло 103 мультипликационных фильма: авторское кино и сериалы. Наряду с признанными мастерами свое место в авангарде анимации заняло новое поколение молодых художников.
Например, команда студии цифрового рисунка «Зеленые Камнеежки» (г. Комсомольск-на-Амуре) представила пилотную серию проекта «Абдукция» (12+). В центре сюжета — Данил, изгой, помешанный на теориях заговора, и Сергей, самый популярный парень в классе. Они обходят друг друга стороной из-за конфликта в прошлом, но им необходимо объединить усилия, чтобы спасти одноклассников от облучения радиовышкой. Режиссером картины выступила руководитель студии Анастасия Бондаренко.
— Команда собралась стихийно. Изначально мы выпускали мерч для ежегодного Дальневосточного косплей-фестиваля «Animate It!»: делали кружки, наклейки. И вдруг стали мечтать о большем. О проекте, который передал бы наши чувства, переживания. Мы хотели быть услышанными. Это и привело нас к анимации, — рассказала участница фестиваля, художник-аниматор студии Ольга Буровская. — Первый фильм выпустили в коротком метре. В основу легла сказка про Федота-идиота и Ивана-дурака. Тогда мы были еще зелеными. Не скажу, что сейчас наша команда вышла на профессиональный уровень, но определенные подвижки есть.
Ольга призналась, что страсть к искусству зародилась в ней еще в детстве. Самоучкой выучилась рисовать, ни на минуту не выпуская из руки карандаш.
— Сначала это было просто хобби, отдушиной, если хотите. Но к 14 годам поняла, что на одном энтузиазме далеко не уедешь: нужны профессиональные знания. Полгода отучилась на курсах в художественной школе, а дальше своим ходом, — поделилась она. — Обычно выдумывала персонажей, давала им имена, одевала. Пыталась изобразить их так, чтобы с первого взгляда было ясно, кто это, какой у него характер. Обязательно работала над бэкграундом героя: создавала короткие истории, которые с ним случались. Идеи, как правило, приходили во сне. Наутро все записывала и приступала к делу.
Также студия «Зеленые Камнеежки» представила дебютную работу учеников, которые присоединились к коллективу совсем недавно. Они презентовали на большом экране проект «Механизм» (12+) — 5-минутный ролик о борьбе с ежедневной рутиной, выполненный в технике покадровой анимации.
На языке анимации
В программу внеконкурсных показов вошло 166 работ. Авторы из соседних регионов приехали в Хабаровск, чтобы представить дальневосточному зрителю продукты своего творчества и поделиться опытом.
Например, ученица 11-го класса «Школы космонавтики» для одаренных и талантливых детей Каролина Телегина (г. Железногорск) привезла дебютный короткометражный мультфильм «Исправить положение», посвященный здоровью нашей планеты.
— Эта работа — часть экологического проекта, над которым я тружусь уже не первый год. В 9-м классе заметила, что часть моих сверстников не всегда соблюдают чистоту в учебных заведениях, чем наносят природе непоправимый ущерб. И решила рассказать школьникам о пользе раздельного сбора мусора. Собрала команду, но дальше короткого ролика дело не зашло, — поделилась она. — Когда перешла в «Школу космонавтики», начала заниматься в студии анимации «Ракета». Там, в рамках экологической программы «Зеленый кошелек», и создала свой мультфильм. Язык анимации куда сильнее слов. С его помощью хочу донести до зрителя одну простую мысль: мы должны беречь ресурсы планеты и учиться сортировать мусор со школьной скамьи.
Из бумаги и пластилина
На фестивале показывали произведения с возрастным рейтингом от 0+ до 18+. Ограничения картинам присваивали в соответствии с их тематикой и проблематикой. У детей одни заботы, а у взрослых совсем о другом голова болит. Так, в программе «Травмы» собрали мультфильмы, посвященные чувствам и переживаниям авторов из-за особенных детей, погибших родных, неразделенной любви, ушедшей эпохи. Сюжеты воплотились в разных жанрах и форматах: комедии соседствовали с серьезными драмами и пластическими зарисовками. Кстати, первые сеансы фильмов для взрослой публики собрали полные залы и оказались более востребованными, чем другие.
— Для решения творческих задач авторы использовали всевозможные технологии мультипликации. На экране мы можем наблюдать и традиционную рисованную анимацию, и кукольную, и пластилиновую. Есть фильмы, которые в прямом смысле вырезали ножницами из бумаги, — отметил генеральный директор компании «Каро Премьер», председатель международного жюри фестиваля Алексей Рязанцев. — Но продукт никогда не будет успешным, если в его героях зритель не узнает самого себя. Это особенно важно для детей и молодежи: им нужно с кого-то брать пример.
Так, программа фестиваля предназначалась для семейного просмотра. После окончания сеансов из залов выходили восторженные любители мультипликации от мала до велика. Внуки засыпали бабушек и дедушек тысячей «Почему?», влюбленные парочки тихонько шептались, школьники наперебой спорили об увиденном.
— Прошлый фестиваль пропустили, а сейчас решили: пора приучать Костю, моего внучатого племянника, к экранному искусству. Справился он на «отлично». Настолько увлекся сюжетами, что ни разу не шелохнулся. Потом уходить не хотел: пришлось за руку выводить, — поделилась впечатлениями хабаровчанка Наталья Рыжкова.
Не разочаровались и те, кто побывал на мероприятии не в первый раз.
— Чувствуется другой масштаб: картин стало больше, темы серьезнее, персонажи глубже. Качество работ тоже выросло. Так и не скажешь, что часть из них сделали студенты, — обратил внимание хабаровчанин Виталий Зырянов. — Нам с женой особенно понравились комедийные мультфильмы. Рассмешить зрителя труднее, чем напугать или довести до слез.
Выкладка эмоций
Помимо киносеансов, на площадке «Анимура» реализовали обширную образовательную программу. Опытные режиссеры, художники-аниматоры и другие гиганты индустрии из России и Ирана провели лектории, творческие встречи и мастер-классы.
На занятиях гостей и участников фестиваля учили анимировать персонажей и создавать сюжеты в разных техниках и жанрах. Наибольшей популярностью пользовалась технология перекладной анимации, которая заключается в покадровой съемке плоских фигур, как правило, из бумаги или картона.
— Смысл в том, чтобы передать движение. Для этого любой объект изготавливается из так называемых запчастей. Если мы хотим анимировать человечка, то его руки и ноги нужно вырезать отдельно, а после передвигать детали для каждого нового кадра. Переложил — сфотографировал, снова переложил. Таким образом и достигается иллюзия движения, — объяснила руководитель детской мультипликационной студии «Резиновые сапожки» Галина Исакова. — Это требует не таких больших трудозатрат, как, например, классическая анимация, где приходится прорисовывать каждый кадр. Ошибетесь — работа отправится в мусорное ведро. Дети обычно начинают именно с этой техники, потому что она гораздо легче.
Под руководством Галины Александровны прошел мастер-класс «Живые эмоции», во время которого будущие мультипликаторы работали над созданием коротеньких видео — авторских эмодзи. Перед учениками стояла непростая задача: придумать персонажа и воссоздать на его лице радость, печаль, удивление, да что в голову придет. Вооружившись ножницами, гостья фестиваля Римма Фаткулан принялась вырезать из цветной бумаги волосы, губы, глаза и брови для действующего лица своего ролика. Между делом она рассказала, что приехала в Хабаровск из Красноярка.
— Так что за эмоцию вы собираетесь изобразить? — поинтересовалась преподаватель.
— Хочу показать радость и удивление, которые испытала в тот момент, когда увидела Амур, — отозвалась ученица. — Хабаровск — сказочный город. Есть на что посмотреть, где погулять. Сегодня на набережной насобирали большой пакет ракушек! И воздух здесь очень чистый.
Закончив с деталями, Римма приступила к работе на съемочном станке — огромной машине с зеркальной полкой, над которой закреплен фотоаппарат, и яркими лампами. За этим оборудованием осуществляется перекладка и делаются снимки. После они складываются в видеоролик. Запчасти персонажа крепятся к стеклу патафиксом, или офисной жвачкой, как говорят в народе. Она легко убирается и не оставляет следов.
— Работа очень кропотливая, требует усидчивости, — отметила Римма, когда мастер-класс закончился. — Тяжело одновременно смотреть и на экран, где транслируется видео, и на станок, чтобы не ошибиться в выкладке фигуры. Чуть что не на своем вместе — движение выходит резким, неестественным.
Через добро к неравнодушию
Также в рамках «Анимура» и проекта «Арктическая стартап-экспедиция: Дальний Восток и Арктика России» прошел питчинг анимационных проектов авторов из регионов.
— В этом году мы решили сделать акцент на развитии креативных индустрий. Стартап-экспедиция проходит в формате конкурса по восьми направлениям, включая кино, анимацию, архитектуру, разработку игр, дизайн одежды. Хабаровск стал первым городом, где состоялся финал, — рассказала программный директор проекта Татьяна Бравина.
Всего на конкурс поступила 41 заявка. В финал прошли десять участников, чьи работы получили наивысшие оценки. Победу жюри отдали хабаровчанке, студентке пятого курса Педагогического института ТОГУ Нике Радионовой. Она представила проект анимационного сериала «Исиори», что с нанайского языка переводится как «дойти», «прибыть». Работа посвящена экологическим проблемам. Призовые средства победительница планирует потратить на разработку тизера и пилотного эпизода сериала.
Мастер-класс по судейству
В завершающий день фестиваля жюри предстояло сделать нелегкий выбор. За полчаса до церемонии награждения они продолжали делиться впечатлениями и обсуждать представленные работы.
— Отобрать из таких чудесных фильмов победителей и распределить их по номинациям — та еще задачка. Коллеги показали мне настоящий мастер-класс по судейству, научили вести переговоры. В общем, прокачали. И я очень рада, что сообща мы пришли к таким хорошим результатам, — отметила член жюри, генеральный директор анимационной студии «Черновик» Татьяна Белова.
В состав международного жюри также вошли сооснователь и генеральный директор Beijing Joy Culture Media Нин Сяо; режиссер, сценарист, продюсер, критик кино и телевидения в Иране, призер первого «Анимура» Рамтин Сураджпур и индийская актриса Нина Латх Гупта, которая принимала участие в общей дискуссии в онлайн-формате.
По итогам фестиваля две награды остались в Хабаровском крае. Приз за лучший сериал присудили студии анимации «Мечталет» за проект «Спина к спине» (6+), режиссер — Андрей Ткачев. Специальный приз жюри достался студии «Зеленые Камнеежки» за работу «Абдукция» (12+).
Организаторы и дирекция фестиваля выразили надежду, что «Анимур» станет ежегодной традицией, которая продолжит объединять и вдохновлять зрителей и авторов со всего света.