Темы номера
Как часто на вопрос о главном впечатлении отпуска вам отвечали: «Поставила перформанс в музее»? Я провела свои «рабочие каникулы» именно так.
Первая в Хабаровске лаборатория перформативных искусств длилась 11 дней. Проводили ее местное отделение Союза театральных деятелей и Дальневосточный художественный музей при поддержке ТЮЗа и Хабаровского музыкального театра. А то, что приглашали в основном актеров, танцовщиков, музыкантов и художников, меня вообще не остановило. Журналист, в конце концов, — тоже творческая профессия.
— Вот и правильно! — подбодрили кураторы, актер и режиссер Хабаровского ТЮЗа Виталий Федоров и артистка балета ХМТ Ирина Огурлиева. — Это даже лучше, нам нужны совершенно разные люди!
В итоге после конкурсного отбора в музейном зале собрались два десятка «совершенно разных», среди которых были и архитектор, и урбанисты, и декоратор, и даже тренер по спортивному пилону. Для чего?
— Чтобы выстроить диалог с искусством, другими людьми, обществом и, конечно, временем, — ответил Виталий. — Причем в совершенно нетеатральном пространстве. Это прежде всего эксперимент — поиск нового языка, новой формы и новой искренности тоже.
И как же экспериментаторов пустили в храм, полный старинных шедевров?
— Представление о том, что музей — это такое консервативное место, где ничего не происходит, безнадежно устарело, — объяснила директор ДВХМ Наталья Толстая. — Это очень живой организм, полный сюрпризов.
Снимая кожу вверх ногами…
Про искренность первым делом сказали совсем не зря. Этим перформанс отличается… ну, примерно от всего: здесь нет предлагаемых обстоятельств, как в театре, художник или артист не притворяется и ничего не изображает — он доносит до аудитории свое сообщение через подлинные действия и эмоции. И в классическом варианте использует для этого в основном собственное тело. Потому великие перформеры, такие как легендарная Марина Абрамович или Йозеф Бойс, прежде всего экспериментировали над собой, порой жестко и даже травматично.
От нас этого, конечно, никто не требовал, даже наоборот. Однако некоторые участники все же выбрали неудобство в качестве основного выразительного средства. Например, Татьяна Чайкина заключила себя в жесткий кокон из скотча, выпутываться из которого нужно было прямо на лестнице. Ирина Доркина снимала кожу — не буквально, конечно, но для наглядности ей пришлось обмазаться клеем ПВА (это была история про молодость и уязвимость). Ну а Дарья Шопина повисла на пилоне вверх ногами, обвязанная заградительной лентой (да, прямо посреди музейного зала), пока зрители не догадались начать ее распутывать. Перформанс так и назывался — «Освобождение».
Мультипликатор Мария Лукина взаимодействовала с семью чемоданами, дуэт танцовщицы Александры Ериной и художника Ильи Воронцова разбрасывал носки… И мне, если честно, тоже хотелось сделать что-то такое же зрелищное.
Ничего не вышло. Хотя я исправно посещала вдохновляющие лекции и мастер-классы по пластике. Но нашей главной задачей было выстроить связь с помещениями и экспонатами, а на меня прямо с двухсотлетнего портрета взяла и пристально посмотрела Екатерина Илларионовна Васильчикова…
В вечность — с улыбкой?
Ее история трогала меня всегда, я о ней даже писала: много лет эта выдающаяся дворянка, мать трех генералов и сенатора, была для окружающих просто «старухой». На экскурсиях ее сравнивали то с гоголевской Коробочкой, то с тургеневской Барыней из «Муму». А потом в красноярском музее и вовсе обнаружилась копия портрета — такая же, но с тщательно разглаженным лицом. Кто-то взял и будто «отфильтровал» Васильчиковой все морщины еще в XIX веке.
Так родилась антиэкскурсия «Фильтр»: я решила экспериментировать не над собой, а над зрителем, исследуя его восприятие. Аудиторию разделила на три группы. Первой представила Васильчикову как неизвестную старуху, второй — как благородную помещицу, а третьей не сказала ничего. И попросила описать женщину на картине, а потом улучшить ее с помощью фильтров на смартфонах.
Результаты получились удивительными! «Жестокая», «изможденная», «эксплуататорша», «ничего не решала без мужа» — примерно такими были ответы первой группы. «Строгая», «с характером», «со стержнем», «красивая» — второй. Чувствуете разницу? А в третьей группе мнения разделились кардинально: кому-то героиня напомнила ту самую Барыню, а кому-то — родную бабушку с теплым взглядом.
Преображения тоже оказались необычными. Да, Васильчикову в основном омолаживали и румянили, но не только. Кто-то сделал портрет шедевром в стиле поп-арт, «чтобы было современно», а кто-то… попытался заставить ее улыбаться.
— Мне кажется, в вечности надо оставаться с улыбкой, — призналась зрительница.
Продолжение следует
Всего перформансов было 16. Большинство из них гости музея успели посмотреть сразу в итоговый вечер выступлений. Ну а мой еще продолжается: когда обработаю записи с трех своих антиэкскурсий, они станут подкастом.
Продолжится и лаборатория.
— Мы очень хотим развивать ее на перспективу и сейчас пишем грант, чтобы превратить лабораторию в долгосрочный проект, — поделился планами Виталий Федоров.
Будем ждать с нетерпением. Ведь главное, что унесли с собой и мы, и зрители, — приятное открытие: оказывается, музей — это так современно!