Для талантов нет преград
logo

Темы номера

Для талантов нет преград

XXXII Международный фестиваль детско-юношеского творчества «Новые имена стран АТР» торжественно закрыли в Городском дворце культуры.

Репортаж.jpg

В этом году не дождались только одну страну — КНДР. Все остальные зарубежные участники прислали сканы картин и видео номеров. На гала-концерте их уже второй раз умело чередовали с живыми выступлениями российских ребят. Но сначала — традиционная церемония награждения.

Радость вполголоса

В Малом зале за 15 минут до церемонии мест почти не остается: здесь не только дети, но и их взволнованные родители.

Ребята, кстати, спокойны. Пианистка Таисия Коурова (у нее второй год подряд диплом первой степени) о чем-то шепчется с мамой. На другом краю зала обладатель прошлогоднего гран-при Женя Голосов оборачивается на родителей и сестру (этой весной они оба завоевали первое место). Балалаечница Кристина Елизарова из Смидовичского района улыбается своим мыслям (у нее на этот раз почетная бронза).

А вот дипломанту первой степени пианисту Родиону Киму спокойно не сидится — он вертит головой то влево, то вправо и пытается заговорить сразу со всеми вокруг. Не сидится и мамам с папами: они суетятся, норовят поправить детям то прическу, то галстук, но те отстраняются, бросают короткие улыбки и возвращаются к своим непринужденным беседам вполголоса:

— Я в прошлом году получила первое место, а в этом — третье…

— О, а у меня, наоборот, сейчас первое!

И никаких обид в голосе. Кажется, возможность снова пообщаться друг с другом для них важнее рейтингов. Награды они принимают скромно, зато родители и педагоги не скрывают эмоций.

Поздравляет призеров «Новых имен» художественный руководитель фестиваля Алексей Никитин:

— Очень радостно, что мы собрали больше тысячи участников из пяти стран. В этом году к нам присоединился юг Китая — Санья и Гуанчжоу, ребята из Монголии и Республики Кореи очаровали исполнением музыки, а художники из Японии поразили нестандартным видением мира. И, разумеется, вы все показали свое мастерство и артистизм.

Блок-флейта и гуашь

Обладателей Гран-при объявляют уже на большой сцене. Под софиты торжественно приглашают флейтистку Машу Азаренко из хабаровского Центра эстетического воспитания детей и ученицу Ванинской детской школы искусств Лизу Польских (она отлично рисует гуашью).

— Вы не боитесь конкуренции и уверены в своих силах, продолжаете упорно трудиться, — говорит начальник городского управления культуры Марина Стоякина, вручая девочкам заветные статуэтки. — Думаю, всем взрослым хочется увидеть вас на больших сценах, а ваши работы — в известных галереях.

Иностранных победителей объявляет директор Дальневосточного отделения благотворительного фонда «Новые имена» Людмила Никитина. Это художник из Ниигаты Ито Джуно, монгольский пианист Хуслен Засбаян и воспитанник Дома пионеров Харбина Лю Юшан.

Честь открывать гала-концерт выпала Маше Азаренко. Она прикладывает блок-флейту к губам, и со сцены легко и полнозвучно льется Вальс № 2 Шостаковича, написанный вообще-то для целого симфонического оркестра. Зрители даже покачиваются в такт.

Гаснет свет, но в зале ярко

к реп.jpg

Затем за рояль садится неугомонный Родион Ким. Его стопы едва достают до педалей, но он уже очень умело использует их в «Маленькой венгерской рапсодии» Келинга. На каждом сильном аккорде зрители удивляются: откуда в маленьком мальчике столько экспрессии?

Следом включают номер ансамбля «Мелодия» из Улан-Батора, и публика будто переносится в монгольскую степь. Звуки моринхура, похожего на маленькую прямоугольную виолончель с двумя струнами, напоминают то ржание лошади, то свист ветра, деревянная перкуссия передает стук копыт, а переливы монгольских цимбал — знойный равнинный воздух.

Семнадцатилетняя Кристина Елизарова с балалайкой весьма удивляет гостей фестиваля: они привыкли видеть такой инструмент в руках у ребят младшего возраста. Но когда девушка с неподдельным задором начинает исполнять знакомые всем «Валенки» в эстрадной аранжировке, становится не до этого: зал с энтузиазмом подпевает.

Ну а дальше удивление только нарастает: на экране кореянка Джина Ли с такой скоростью и четкостью играет на рояле этюд Шопена, что даже не верится, что она живой человек, а не умелая анимация. Но и наша Таисия Коурова с «Наваждением» Прокофьева не отстает. Сначала мелодия звучит осторожно и вкрадчиво, но постепенно темп и громкость нарастают, а в финале Тая изумляет зрителей новым приемом — лихо проводит тыльной стороной кисти по клавишам от контр-октавы до самого высокого звука.

Закрывает гала-концерт Женя Голосов. На этот раз он исполняет «Астурию» Альбениса и держит свою высокую планку: аккордеон в его руках по-прежнему звучит как целый орган.

Так что зрители и в лифте, и у гардероба продолжают обсуждать, насколько хороши участники «Новых имен». Даже на видео.

Дворцы и коровы 

лиза картина.jpg

За четыре года творческого пути у Лизы Польских состоялись уже две персональные выставки графики и скульптуры.

На следующей неделе ей исполнится 16, а в послужном списке есть несколько побед в краевом конкурсе им. Федотова, и даже имеется награда от краевого отделения Союза художников России. Гран-при фестиваля «Новые имена» стало ее первой международной победой.

— Для меня это была полная неожиданность, — говорит девушка. — Участвовать первый раз — и сразу гран-при. Я, конечно, знала, что работу отправляю достойную, но выше, чем на второе место, не рассчитывала.

Идея пришла из учебного задания. В Ванинской детской школе искусств, где учится Лиза, попросили сделать несколько эскизов на тему традиционных занятий коренных народов района. Лиза выполнила, эскизы были хороши, но продолжать работать решила над одним, где двое молодых орочей в национальной одежде с орнаментами посреди замерзшей реки радуются улову — большой рыбине, которую один из ловцов держит за жабры.

— Картину выполнила в гуаши и назвала «Дух воды у них почитается», — продолжает Лиза. — У меня в голове удачная рыбалка выглядела как награда от Духа воды людям за почтение к нему. Как раз во время работы наш педагог Нина Николаевна Николаева подавала заявку на фестиваль. Тема о дружбе и культуре разных народов подходила, и мы решили отправить именно эту картину.

Однако больше всего Лиза любит рисовать здания и животных.

— Вот это я делала в Питере, — Лиза показывает изящные петровские дворцы с острыми шпилями, изображенные капиллярной ручкой, и сразу на другом рисунке нескольких коров в карандаше с глубоким человеческим взглядом. — Там же я, кстати, купила свою первую акварель, и именно после поездки поняла, что хочу быть архитектором.

Чтобы готовиться к поступлению, тогда еще 12-летней девочке пришлось бросить плавание, по которому она только получила II взрослый разряд, и из кружка по рисованию перейти в школу искусств.

— Не жалею об этом ни капли, — подводит Лиза итог. — И хочу, чтобы работа была связана с чем-то, что я очень люблю. Например, с рисованием.

Танцы с флейтой

Маша.jpg

Из своих 11 лет Маша Азаренко отдала музыке шесть.

— Когда мне было пять, родители просто записали меня на занятия, и я пошла, — рассказывает девочка. — Сначала не понимала, нравится мне или нет, но очень скоро я влюбилась в блок-флейту, и вот уже седьмой год занимаюсь у Ильи Алексеевича Журавлева в Центре эстетического воспитания детей.

Несмотря на то, что учиться Маше осталось всего один год, уходить она не собирается. Планирует сдать экзамены и перейти в класс поперечной флейты, которую музыкант держит не впереди, а справа. А кроме музыки девочка любит эстрадные танцы, так что неделя у нее расписана. Один день она ходит на сольфеджио, еще два дня посвящает блок-флейте и занятиям по хореографии, в четвертый только танцует. Но время на отдых у школьницы есть, ведь учится она на пятерки, уроки делает быстро, а занимается инструментом не больше часа. На вопрос, не мало ли, Маша только смеется:

— Это ведь не один раз, а каждый день много лет. Так что для меня регулярность важнее, чем длительность занятий.

Гран-при ей принесло исполнение на блок-флейте Вальса № 2 Шостаковича. Произведение написано для симфонического оркестра, но Маше и ее концертмейстеру удалось добиться очень мощного звучания.

— Весь секрет в том, чтобы подавать воздух из диафрагмы через легкие небольшими порциями, так звук более сильный, — делится девочка. — А чтобы звуки не смазывались, нужно успевать вовремя перекрывать воздух языком.

Но Маша утверждает, что были произведения и посложнее:

— Например, аллегро Генделя — у него более медленный темп, поэтому сложнее незаметно взять дыхание.

Но больше всего Маша любит играть мелодии из мультиков и детских фильмов. Подбирает она их на слух, в репертуаре уже есть темы из «Гравити Фолз», «Приключений Электроника», «Бродячего замка Хаула» и «Бременских музыкантов». Последнюю Маша исполняет дуэтом с девятилетней сестрой, которая вслед за ней учится играть на блок-флейте.

 

 

 


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)