Добавка для интриги
logo

Темы номера

Добавка для интриги

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

Более 40 млн руб. убытков принесла МПС «Южная» только за прошлый год.

— МУП «Эксплуатирующая организация (ЭО) «Южное», за которым закреплена мусороперегрузочная станция, оплачивает аренду земли, налоги на имущество и коммунальные ресурсы, амортизацию оборудования, охрану — объясняет ситуацию начальник производственного отдела управления ЖКХ и ЭЖФ администрации Хабаровска Андрей Гайфулин.

Казалось бы, чтобы уйти от таких расходов, нужно как можно быстрее запустить станцию в работу. Ведь здесь установлены современные сортировочная линия и оборудование для уплотнения отходов, прибор радиационного контроля, которые с успехом используется в работе аналогичных станций в Республике Корее.

Когда 1 июля 2017 года открывали «Южную», говорили, что уже в ближайшее время она примет первые тонны мусора. Действительно, 17 октября было получено разрешение на ввод МПС в эксплуатацию. Но почему же станция четвертый год не работает?

Первый кирпичик в строительство заложили в декабре 2014 года, а торжественно сдали «Южную» 1 июля 2017 года, потратив на ее возведение и оборудование более 650 млн руб. Генподрядчик и инвестор в одном лице южнокорейская компания LS создала тогда в Хабаровске представительство «LS Руспасифик», чтобы контролировать весь ход работ.

Не так все просто делается

В 2018 году южнокорейские специалисты отрегулировали оборудование, провели пусконаладочные работы по настройке программного обеспечения, выполнили калибровку весовой, а также обучили персонал. Одновременно право хозяйственного ведения на МПС «Южная» зарегистрировало МУП «Южное», и следом же станцию включили в реестр муниципальной собственности. И лишь после всех этих действий, которые являются обязательными, предприятие подало документы на оформление лицензии.

— Ее МУП «Южное» получило только в начале 2019 года, — продолжает Андрей Витальевич. — И, казалось, можно приступать к деятельности по обработке мусора на этом объекте. Но согласно федеральному законодательству оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан соблюдать схему потоков ТКО, предусмотренную территориальной схемой. Правительство Хабаровского края включило МПС «Южная» в эту схему после проведения общественных обсуждений только в середине августа 2019 года. Ранее сделать это не представлялось возможным, так как у МУП «Южное» не было лицензии.

Как разрешить ситуацию

Дальше наступил черед комитета по ценам и тарифам правительства Хабаровского края, который около двух месяцев согласовывал и утверждал тариф на обработку ТКО для потребителей. Но согласно ему возможность эксплуатации МПС «Южная» могла осуществляться только с началом деятельности регионального оператора, которого до сих пор в городе нет. В тариф, как это ни странно, не вошли затраты на транспортировку компактированных отходов на полигон и захоронение. А их со станции планировалось вывозить около 90 процентов, после сортировки только десятая часть отходов пригодна для вторичного использования. Взяв на себя дополнительные и незапланированные расходы, предприятие просто обанкротилось бы.

— Администрация города рассмотрела все возможные варианты эксплуатации мусороперегрузочной станции, — говорит Андрей Гайфулин. — Это и создание учреждения, сдача объекта в концессию, эксплуатация с привлечением ООО и другие. В результате приняли решение о создании профильного эксплуатирующего предприятия в структуре управления ЖКХ, которое и выступило его учредителем. Оно получило название МУП «Эксплуатирующая организация «Южное», и с 13 января 2020 начало оформление имущества.

Оптимальный вариант

Одинаковые названия ситуацию не исправили, а скорее только добавили интриги. К тому же пришлось повторно проводить все пусконаладочные и калибровочные работы, необходимые для оформления лицензии уже МУП ЭО «Южное». Параллельно МУП «Южное» подало документы в Приамурское межрегиональное управление Росприродназора, чтобы оно исключило станцию из его сферы деятельности. Но вмешалась пандемия, и процесс несколько застопорился. В настоящее время процедура оформления лицензии ЭО «Южное» продолжается. Предприятие ожидает получить ее к середине мая.

— Затем необходимо внести изменения в территориальную схему, утвержденную правительством Хабаровского края — добавляет Андрей Витальевич. — И ждать решения по тарифу. Если к этому времени не появится региональный оператор, то велик риск, что комитет по ценам и тарифам опять не учтет затраты на транспортировку и захоронение, оставив его прежним в размере 1 328,48 руб. для населения за тонну. Это неминуемо приведет к банкротству предприятия. Для сравнения тариф по аналогичной станции «Северная» составляет 3 771,55 руб. за тонну. Не дожидаясь решения, администрация города предложила в рамках законодательства реорганизовать МУП ЭО «Южное» в общество с ограниченной ответственностью, которое как правопреемник переоформит все документы достаточно быстро, при этом еще и может осуществлять деятельность. Единственное, что придется рассмотреть и утвердить повторно — это тариф.

Наиболее оптимальный вариант — слияние нового ООО с АО «Спецавтохозяйство». У этого предприятия достаточно техники, квалифицированных кадров, а также есть необходимый опыт эксплуатации аналогичной МПС «Северная». Такая процедура законом разрешена.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)