Темы номера
Он был красивым и даже пафосным. Их таких в Хабаровске построили два — второй в Краснофлотском районе. Жизнь в ДК РЭБ флота* кипела и бурлила. Ребятня с утра до вечера оглашала фойе визгом и смехом. Он иногда даже уставал от шума. И думал, что так будет всегда.
Район затона и вся территория от улицы Краснореченской до сегодняшней Пионерской в середине прошлого века был настоящим приключением для местной босоты. Гортоп (городской топливный пункт) — огромная черная гора, откуда местные жители активно таскали уголь через дырку в заборе, лесопилка с множеством закутков, где по выходным можно было прятаться и дразнить сторожа, горы песка — с них весело было прыгать. В затон выходила широкая канализационная труба, по ней ребятня забиралась куда-то в глубь земли. А сверху вдоль коллектора — заросший мрачный овраг.
Вошли как в музей
Ребятня гуляла где хотела, калечилась, тонула в Уссурянке, дралась двор на двор. Взрослым было не до них, восстанавливали страну после войны. Но наконец дошли руки и до организации досуга. Повсеместно стали возводить дома культуры. ДК РЭБ флота построили в 1957-м. Перед входом расчистили большую круглую площадку, в ее центре разбили клумбу. ДК на долгие годы стал единственным центром притяжения в этом большом районе.
Поначалу дети и взрослые вошли сюда как в музей. Замирали от красоты: широкая каменная лестница, лепнина на потолках, невероятные люстры, высокие колонны, балюстрады, резные балкончики, витраж из цветного стекла, сцена и большой зрительный зал. Это было настоящее произведение искусства, образец советского неоклассицизма. Но скоро к красоте привыкли. Концерты и кинофильмы привлекали публику со всей округи, всевозможные кружки и клубы работали с утра до позднего вечера.
Мы жили при коммунизме
Слева от Дома культуры располагалась школа № 25. Ее ученики всегда чувствовали себя в ДК как дома. Елена Савостина, нынешний директор школы № 12, когда-то давно работала директором 25-й.
— С 1986 года, — уточняет она. — Это было замечательное время, время настоящей заботы о детях. Мы проводили в ДК все утренники, встречали Новый год. Там работали множество кружков, шикарная библиотека. Это был очень хорошо упакованный ДК, впрочем, как и школа. РЭБ флота, наши шефы, не жалели на детей денег. Сегодня о мастерских, какие были тогда, можно только мечтать: всевозможные станки, швейные машины, материалы — ни в чем отказа не было. Мы жили при коммунизме. Декорации для спектаклей, костюмы для праздников — все на высшем уровне, все по первому требованию.
Разрушительное одиночество
Ему было примерно 35, когда все изменилось. Людям стало не до него. В 1990-х он почувствовал себя больным, ненужным. Его царапины и трещины уже никто не замазывал, в углах появилась паутина. Дом творчества, веселья и тепла старел на глазах. Но бодрился, не терял надежды, что жизнь вернется, что люди снова войдут в фойе и взбегут по лестнице, снова начнут его тормошить.
И это случилось: в 1996 году здание стали использовать как второй корпус института культуры. Въехали сюда не кто-нибудь, а актеры, танцоры, кавээнщики — самая творческая молодежь Хабаровска.
Они заполнили праздником каждый уголок ДК и целых десять лет хозяйничали на его малой сцене (большую к тому времени использовать было опасно, она проваливалась).
А потом студентов выгнали. Амурское речное пароходство и институт долго спорили в суде, кому принадлежит здание.
В те годы Дом культуры пустовал, страдал и стремительно разрушался от одиночества. К тому времени опустела и школа, без шефов здание готовилось к бесславной кончине.
Покупателей не нашлось
Близнец ДК РЭБ флота — клуб судостроительного завода им. Кирова — тоже дошел до аварийного состоянии. Но ему повезло — отреставрировали. Сегодня это дворец творчества детей и молодежи «Северное сияние». Возродили и 25-ю школу, в ней сейчас арбитражный суд. А на ДК РЭБ флота средств не нашлось — ни у его хозяина, ни тем более у института культуры. Много лет он стоял заброшенный. Здесь нашли пристанище бродяги и всякие темные личности. В 2013 году подвалы ДК затопил Амур, и все стало еще хуже, хотя куда уж хуже!
В какой-то момент здание выставляли на продажу, но покупателей не нашлось.
Позже по соседству началось строительство дворца «Самбо», и стены былого красавца-ДК стыдливо завесили веселеньким баннером.
А в ночь на 18 мая 2021 года случился пожар…
Пострадавшие были
Загорелось изнутри. Пламя быстро охватило внутренние конструкции, запылали старые декорации, ветошь костюмов, остатки мебели. Дом культуры выгорел практически дотла. Остались лишь мертвые остовы стен. Пожарные сказали, что это похоже на поджог — войти в здание мог кто угодно.
А в СМИ безликое сообщение: «…произошло возгорание заброшенного здания Дома культуры по ул. Шевчука, 3. Пострадавших нет».
Но пострадавшие были. Так почувствовали себя все, через чью жизнь прошел ДК РЭБ флота. В соцсетях кипели группы: вчерашние студенты-хореографы и режиссеры, которым сегодня 35—45 лет, как личную беду приняли гибель альма-матер. В чаты полетели фотографии из прошлого, друзья из разных городов нашей страны скорбели вместе.
Хотя те, кто жил и работал рядом, давно поняли, что беда неизбежна.
Мы его не уберегли
— За все эти годы я эмоционально устал, потому что надежды на восстановление ДК много раз то появлялись, то исчезали, — говорит Сергей Листопадов, режиссер хабаровского краевого театра драмы, доцент кафедры режиссуры, актерского мастерства и сценической речи ХГИК. — И в последние годы они угасли совсем. Но воспоминания останутся с нами. Это был наш творческий дом, многое там пережили, именно там начали получать профессию.
— Я воспринял гибель ДК как потерю близкого человека, — признается Александр Лесков, программный директор «Авторадио — Хабаровск», радио «ENERGY — Хабаровск». — Перед глазами картинки, как мы работали в этих аудиториях, как ждали результатов экзаменов. Здесь рождались образы, творческие находки. Не измерить величину творческой позитивной энергетики в каждом миллиметре здания.
Жаль, что его не сохранили как историческую ценность. Наверное, проще было сжечь. Но у ДК была душа. Уверен, он стонал и плакал от боли. Это была кремация.
Умер молодым
— Ушла эпоха, — подхватывает Дмитрий Кравченко, главный специалист организационно-методического отдела управления делами администрации Хабаровска. — Опустошенность, чувство утраты. Еще недавно мы встречались курсом, фотографировались возле ДК, вспоминали былые дни, наше творчество. Мы все, театральный факультет, знали друг друга, дружили, было классно. Отсюда фонтанировала культурная жизнь Хабаровска.
— Когда стали застраивать ту территорию, появились проекты, в которые Дом культуры по своему стилю никак не вписывался. Стало ясно, что он обречен, — говорит художник-фотограф ДГК Владимир Погребняк. — Очень жаль ДК, он умер молодым.
Да, 64 года не срок даже для человека. Ровесники ДК РЭБ флота — крепкие сталинки — еще сто лет простоят в Хабаровске.
Их знает город
Это были десять счастливых для театрального факультета лет. Студенты 1996—2006 годов — талантливые, неравнодушные, творческие — прославляют сегодня Хабаровск на разных площадках, в разных областях. Актеры, радио- и телеведущие, лидеры общественного мнения — Павел Гах, Иван Вербицкий, Петр Нестеренко и десятки других наших ярких земляков — их знает город. Хореографы танцуют в профессиональных коллективах страны, работают балетмейстерами в детских коллективах, организуют праздники.
И еще все они до сих пор дружны, потому что у них был ДК РЭБ флота. Его обаяние, его аура остаются в сердцах.
Ровно за два месяца до пожара в сети появился фильм — прогулка по заброшенному зданию ДК. Словно прощальный привет всем, кто его знал и любил.
*РЭБ флота — ремонтно-эксплуатационная база флота, в затоне зимуют и ремонтируются амурские суда.