Дорога с запасом прочности
logo

Темы номера

Дорога с запасом прочности

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора

С улицей Морозова П.Л. с конца прошлого года одни сплошные проблемы.

Сначала стала проседать проезжая часть, потом на ней сразу в нескольких местах появились глубокие провалы. Следом обрушился канализационный коллектор, и на дороге частично ограничили движение. Стоять в пробках в час пик стало привычным делом. Автомобилисты каких только обвинений не высказывали и в адрес городских властей, и в адрес эксплуатирующей организации — МУП «Водоканал».

Сети под дорогой

Но мало кто из них знает, какая огромная работа проведена здесь за последние восемь месяцев. Удар, который преподнес коллектор на улице Морозова П.Л., город выдержал и сделал все возможное, чтобы минимизировать ущерб.

— Исторически сложилось, что трубопровод оказался в теле дорожного полотна, и приходится его эксплуатировать, нравится нам это или нет, — объясняет ситуацию начальник цеха «Водоотведение» МУП «Водоканал» Андрей Стрельников. — Мелкие трубопроводы до 450 мм в диаметре просто проваливаются и перестают работать. А у этого большой диаметр, и его оказалось трудно закупорить. К тому же через него проходит почти 70 тыс. куб. м стоков в сутки. За короткий промежуток времени перенаправить их в другой коллектор не представляется возможным.

Пока обнаружили аварийный участок, пока вскрыли и отремонтировали, прошел не один месяц. При этом дорогу не закрыли совсем, хотя могли, чтобы ускорить работы.

— С подобным никогда не сталкивались, — продолжает Андрей Юрьевич. — Заявленный срок эксплуатации трубопровода был до 50 лет. Но когда его укладывали в 70-е годы, никто не знал, как действует агрессивная среда на железобетонные трубы. К тому же тогда и дороги как таковой здесь не было, она появилась гораздо позже. А когда улицу реконструировали и расширили, сети оказались прямо посередине под проезжей частью.

Виноваты старые русла Амура

Наступил 2013 год, когда прибрежные районы города буквально ушли под воду. Улицу Морозова П.Л. наводнение тоже не пощадило. По отдельным участкам могла проехать только тяжелая техника. Тогда впервые просел и трубопровод канализационного коллектора.

— Мы его сразу начали мониторить, потому что с проблемой размывания грунта столкнулись впервые, — говорит Андрей Юрьевич. — Локально раскопали, нашли эти три трубы, которые просто вывалились из раструба и провалились. Недели три тогда ушло на замену, перекрывали улицу и локально заменили этот участок. В прошлом году просадки стали появляться по всему участку дороги в границах переулков Спортивного и Инского. «Водоканал» оформили договоры на изыскательские работы. В последнем заключении, которое получили, говорилось, что в районе магазина «Железяка» и улицы Радищева протекают два палеолитных русла Амура. Когда река поднимается в отметках, мы видим это визуально, а сколько воды под землей, никто не знает. А она там есть и идет в старые русла.

Старый коллектор вышел из строя потому, что грунт под ним размыла река. Сверху на дорогу тоже шла нагрузка от постоянного потока машин. Стыковочные раструбы без уплотнения не выдержали и разошлись, труба сложилась под углом и просела. Оперативно заменили сеть на этом участке, вынеся пластиковую трубу на поверхность. На очистку старого коллектора от грязи ушел почти месяц.

Беспрецедентные решения

Нашелся и подрядчик, который согласился провести работы по строительству нового участка коллектора. Причем для Хабаровска этот метод оказался новаторским, с микротоннелированием раньше сталкиваться не приходилось.

— Тело строящегося трубопровода пройдет под газоном в районе ЖК «Парус», — уточняет Андрей Стрельников. — Внутренняя часть железобетонных труб, из которых его соберут, защищена пластиком, и стыкуются они резиновыми прокладками. Когда проходческий щит тащит за собой трубы, они вокруг себя сформирует полимерную завесу, что делает грунт намного прочнее.

Пока подрядчик готовился к работам, в «Водоканале» решали, как с минимальными проблемами перейти улицу Морозова П.Л. в районе АЗС «Роснефть», чтобы проложить соединительную трубу. Строители просили закрыть дорогу на месяц. Но нашли другой вариант — использовали метод продавливания.

— Но для этого нужны жесткие грунты, а их там нет, — подчеркивает Андрей Юрьевич. — И была вероятность, что начнем трубу тащить, а она просто провалится. Поэтому решили бетонировать грунт. Пробурили около ста скважин, в которые под большим давлением закачали бетон. Как бы заморозили этот участок, после чего в нем смогли методом продавливания протащить трубу под дорогой. Движение не останавливали, а только по ночам частично ограничивали по одной полосе. Работы завершили в начале мая. Это беспрецедентный случай для нашего города. Стартовый и финишный котлованы для подключения нового участка коллектора построены. Осталось только построить сам трубопровод методом микротоннелирования.

Перспектива ближайших лет

Пока подрядчик не может приступить к работам — не все 180 труб прибыли из Санкт-Петербурга, а только половина. Но до конца месяца они должны подойти.

— Непросто оказалось найти и производителя, который согласился бы сделать проект и изготовить трубы под наши условия, — добавил Евгений Шилко, начальник ОКС МУП «Водоканал». — Для них использовали высокопрочный бетон с полиэтиленовым уплотнением, чтобы исключить газовую коррозию. Все материалы и технологии отечественные. Как только получим весь комплект труб, сразу начнем прокладку коллектора. Его преимущество в том, что он способен выдержать нагрузку до 45 тонн на 1 пог. м. Гарантия на эти трубы 50 лет. Движение на улице Морозова П.Л. перекрывать не будем, так как участок трубопровода пройдет в стороне от нее.

В переулке Спортивном находится крупная КНС № 5, в сутки она перекачивает до 120 тыс. куб. м стоков. От нее до исходной точки нового участка коллектора трубопровод переложили пять лет назад. Теперь он обновится и до переулка Инского, что составляет дополнительно 580 м. Однако на предприятии уверены, что коллектор надо менять и дальше — почти 1,5 км до улицы Индустриальной. Это перспектива ближайших пяти лет.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)