Темы номера
В третий раз закинул невод… Ой, не то! В третий раз собрались обсудить, как осуществлять социальную и культурную адаптацию мигрантов, и столкнулись с серьезной проблемой ― а адаптировать-то некого!
За круглым столом в Общественной палате города представители власти, бизнеса и диаспор. Дважды поднимали тему мигрантов, чтобы понять, как нам мирно сосуществовать с гостями, чтобы ничьи интересы не были ущемлены.
Кто может сравниться с Матильдой моей
Вопрос затронут серьезный, но еще серьезнее то, что из нашей жизни постепенно исчезают гости из Средней Азии. Чем это нам грозит?
― Вы спрашиваете про то, какие у нас могут быть проблемы с мигрантами, а у нас сейчас единственная проблема ― это их отсутствие, ― говорит Денис Грось, исполнительный директор ООО «Авангард». ― Из-за пандемии границы продолжают оставаться практически закрытыми. Строительный сектор наиболее заинтересован в привлечении этих лиц ― он сильно просел без мигрантов. В начале года федеральный комитет по строительству оценивал эффект, который ждет отрасль. Прогноз неутешительный ― снижение темпов строительства до 30 процентов. Нужно принимать срочные меры, чтобы вернуть их, а потом мы готовы прикладывать усилия для социально-культурной адаптации.
Представители бизнеса сетуют: замену мигрантам оказалось сложно найти. Зазывают на работу студентов, но те не готовы выкладываться за предлагаемую зарплату ― ни в какое сравнение не идут с трудягами из Средней Азии.
В ожидании открытия границ временно задействуют на работах, не требующих квалификации, граждан из мест не столь отдаленных. Добыть себе на зоне профи сложно ― не так часто они туда попадают. К тому же используют на стройке только сидельцев с нетяжелыми статьями.
Кому мать родна
― В итоге эта ситуация скажется на удорожании квадратных метров, ― предрекает Виктор Шишкин, главный инженер компании-застройщика.
Почему все и всегда ведет к удорожанию, спросите вы? Но таковы принципы экономики. Поднялся спрос на услуги мигрантов, и теперь уже они начали диктовать свои условия и выбирать работодателей.
― Мигранты стали завышать цены, ищут возможность экономить и просят наличкой им давать, чтобы не показывать доходы, ― продолжает Виктор Шишкин. ― Часть работодателей готова выполнять их требования. Но они могут еще включить в стоимость оплату патента и медуслуги.
Перелет из родного дома до Хабаровска нынче необычайно дорог, потому и зарплату мигранты теперь просят в 3—4 раза выше допандемийных расценок.
Конечно, при таком раскладе культурная адаптация будет волновать бизнесменов далеко не в первую очередь.
Все меньше и меньше
По данным миграционной службы УМВД, за период пандемии в крае удалось легализовать около 4,5 тысяч мигрантов, приехавших сюда на заработки. Примерно 80 процентов из них живет в Хабаровске.
По статистике, на фоне коронавируса отмечается снижение числа иностранцев, пересекающих границу. За пять месяцев 2021 года въехало 429 граждан, что на 78 процентов ниже показателей такого же периода 2020-го и на 90 процентов ниже 2019 года.
На 1 июня в городском УФМС на учете состоит 11 624 иностранных гражданина. Для сравнения: в 2019-м было более 16 тысяч.
Подавляющее большинство мигрантов ― выходцы из СНГ. Чаще всего на заработки к нам едут узбеки ― 3 700 человек, и далее по убывающей. Из Восточной Азии лидируют китайцы.
― Наших мигрантов можно разделить на две категории, ― берет слово Алексей Саринков, замначальника отдела комитета по труду и занятости правительства Хабаровского края. ― К первой относятся те, кто въезжает в Россию по визам, например, из КНР, Вьетнама, Филиппин и Малайзии. Они едут к конкретному работодателю, который организует им проживание и предоставляет полный пакет необходимых документов. С этой категорией проблем не возникает. За месяц работодатель подает заявку, ее рассматривают, подбирают специалистов. Относящиеся ко второй категории работают по патенту либо являются гражданами Казахстана и Белоруссии на основании договора ЕврАзЭС. Они трудоустраиваются самостоятельно, и с ними возникает много проблем.
Отцы и дети
― Где учатся дети мигрантов? Насколько они владеют русским языком? ― зампредседателя Общественной палаты Нина Поличка подкидывает все новые вопросы для обсуждения.
Бизнесмены уверяют: знание языка для мигрантов вторично. Главное, чтобы руками могли хорошо работать! Поскольку иностранцы обычно сколачивают бригады, у них всегда есть «толмач», разумеющий по-русски. Через него и осуществляется коммуникация с остальными, и никаких проблем.
― Рядом с моим домом школа № 76, ― озвучивает другую проблему член Общественной палаты Роман Третьяков. ― В ней 650 учеников, и 86 из них ― инофоны. Так называют детей иностранцев. Возникают конфликты из-за столкновения двух культур, и родители предпочитают забирать своих детей и переводить их в другие школы.
Этому вопросу договорились посвятить следующее заседание круглого стола. А вместе с ним обсудить, как помочь в изучении русского, предоставлении жилья и культурной адаптации.