«Ерофей» становится в строй
logo

Темы номера

«Ерофей» становится в строй

Андрей ВОЛОШЕНКО, фото автора

Хабаровская компания готовится к серийному производству тактического вездехода.

Начинали не с нуля

— Несколько месяцев назад наше желание чем-либо помочь дальневосточникам, участвующим в специальной военной операции, вылилось в проект по созданию компактного автовнедорожника, — говорит технический директор предприятия «СоникТранс» Леонид Утенков.

В Хабаровске опыт работы с подобными автомобилями уже был. Поэтому группа энтузиастов, объединив усилия, навыки и знания всех, кто решил принять в этом участие, взялась за реализацию проекта.

Привлекли людей, имевших опыт работы с автомобилями еще советского производства, выступавших на соревнованиях на одноместных машинах. Но поскольку нужен был как минимум двухместный автомобиль, способный нести еще и дополнительную нагрузку, то за основу взяли продукцию компании «Ф-Моторспорт» из Фрязино, которая в России себя достаточно хорошо зарекомендовала. На основе их модели багги «Алабай» с существенными доработками делались автомобили «Чаборз» гудермесского университета спецназа Чечни, которые прошли испытания в условиях боевых действий.

Чтобы понять требования и чаяния военных, еще в середине января, не имея законченного первого образца, разработчики встречались с представителями Восточного военного округа, которые вернулись с территории проведения СВО. В результате совместной работы   появились пригодные для испытания образцы — автомобили проверили в реальных условиях бездорожья на заснеженных дальневосточных полях. И если в заявленных характеристиках транспортного средства был указан дорожный просвет в 300 мм, то на этих глубинах снега машина работала достаточно уверенно. Если же проваливалась в более глубокий снег, то на выручку приходила лебедка с усилием в 900 кг.

В условиях, приближенных к боевым

— Следующий комплекс испытаний осуществлялся уже на полигонах ВВО силами самих военнослужащих. Мы сначала продемонстрировали основные возможности, а в дальнейшем военные опробовали различные варианты нагрузок. Проверка проходила в течение десяти часов при разных погодных условиях и освещенности. По окончании экзамена, который техника прошла без поломок, были высказаны пожелания и замечания. А мы, в свою очередь, смогли понять пределы возможностей конструкции. Что же касается грузоподъемности и пасажировместимости, то они оказались выше всяких похвал. При этом машина легко перемещается и выполняет поставленные перед ней задачи в пределах возможностей, которые были заложены, - не удержался от лестных слов Леонид Утенков.

Если говорить о комплектующих, то вопрос достаточно сложный. Потому что в этой конструкции много элементов, взятых от серийных автомобилей отечественного производства. В первую очередь это продукция тольяттинского автозавода. Есть детали других предприятий: пружины из Челябинска, амортизационные стойки из Санкт-Петербурга. В модели использован отечественный сталепрокат, из которого сделаны листы обшивки. Кстати, именно к ним у военных двоякое отношение. Одни хотят, чтобы машина была легче, а значит, и быстрее. Другие ставят во главу вопрос безопасности и защищенности экипажа. Но надо понимать, что каждый килограмм брони — это, с одной стороны, чье-то сохраненное здоровье или даже жизнь, а с другой, недовезенные на передовую боеприпасы и снаряжение.

Но при этом стоит помнить, что машина изначально не предназначена для работы на линии боевого соприкосновения. Основная ее функция — это доставка людей, боезапаса и снаряжения. Она способна выполнять патрульные или разведовательные задачи.

Что касается мотора, то на нынешних моделях стоят зарубежные двухлитровые двигатели, которые легко найти на Дальнем Востоке. Когда речь пойдет о серийном производстве, тогда на машины будут установлены агрегаты отечественного производства объемом 1,6 л.

С оглядкой на время

— Нельзя забывать, что сроки для создания вездехода изначально были очень сжаты, — продолжает Леонид Васильевич. — Мы в середине ноября только положили первый лист в основание стапеля, на котором производилась сборка. При этом в феврале имеем как минимум три работающих экземпляра. В цеху сейчас идет работа над доведением четвертой машины. А вот на пятом автомобиле будем реализовывать пожелания, которые услышали от военных.  

Когда будет запущено серийное производство, производительность цеха составит 20 автомобилей в месяц. Сегодня для того, чтобы к этим цифрам подойти, проводится большая работа по налаживанию технологического процесса, заканчивается строительство цеха. На днях туда будет проведено тепло, соответственно, начнется монтаж оборудования и перенос основного производства.

В рамках ТОР «Хабаровск» у предприятия более широкие перспективы. И речь идет даже не о месяцах, а скорее о трех—пяти годах планирования. Причем программа багги «Ерофей» в нем занимает всего лишь одно, не самое значительное место. Под новое производство закуплена установка плазменной резки, доставлены и ждут монтажа аппарат лазерной резки, пятикоординатный трубогиб с достаточно большим диаметром труб, планируется поставка кромкогиба.

Заглядывая в будущее

багги1.JPG

Предполагается, что «СоникТранс» будет продолжать работы по внедрению дополнительных пакетов в продаваемые предприятием грузовые автомобили и спецтехнику. В рамках ТОР по заявкам клиентов планируется организовать производство товаров, которые нужны дальневосточным предприятиям. Ведь они сегодня из-за большого транспортного плеча доставки вынуждены долго ждать определенных деталей для своей техники.

Да и багги «Ерофей» по сути своей – это обычная самоходная машина, которая может решать и гражданские задачи. Просто команда «Соник Транс» построила то, что нужно было здесь и сейчас. Построила и продолжает движение вперед, чтобы продукция предприятия нужна была в нашей повседневной жизни и сегодня, и завтра, и послезавтра.

 

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)