Темы номера
По этой тропе в 1997 году на вершину Большого Хехцира поднимался сам принц Филипп, герцог Эдинбургский, муж королевы Елизаветы II. К слову, тогда ему было 75 лет. Теперь возможность пройти ровно тем же путем вместе с сотрудниками «Заповедного Приамурья» выдалась журналистам и волонтерам.
Легкой лесной прогулкой назвать этот поход никак нельзя. Высота хребта — 950 м, а длина всего маршрута — более 10 км. Случайным туристам не то что подняться на пик, даже находиться на территории Большехехцирского заповедника запрещено. А потому упускать такой шанс было бы, мягко говоря, неразумно.
Да и не праздности ради решено забраться на гору. Цель благородная — открыть на почти километровой высоте памятную доску в честь «Заоблачного гарнизона». Именно здесь, на вершине заповедного ныне хребта, в 1942—1945 годах, когда мужчины ушли на фронт, располагался легендарный женский батальон визуального наблюдения, оповещения и связи (ВНОС).
— Своим присутствием на этом месте гарнизон гарантировал абсолютную безопасность Хабаровску, — рассказывает участник восхождения, краевед Юрий Ефименко. — Отсюда кратчайшее расстояние до Квантунской армии, территория просматривается на 300 км, и любое передвижение войск не могло остаться незамеченным. Здесь служили молодые женщины, прибывшие со всей страны. И эти девушки значили ничуть не меньше, чем дивизия на хабаровском направлении. Они сразу были признаны фронтовиками, хотя в прямых боевых действиях не участвовали. Случилась одна-единственная стрельба, когда к ним пришел медведь и закончил свою жизнь на кухне в виде котлет.
«Пересек» границу
Восхождение назначено на 2 сентября, точка отправления — за селом Бычиха. Утром, примерно в 8.30, сходим с асфальтированной дороги и начинаем движение в глубь леса. Организаторы заранее предупредили, что необходимо взять с собой резиновые сапоги: первую часть пешего путешествия придется преодолевать по болоту. Накрапывающий время от времени дождь лишь усугубляет ситуацию. Ноги утопают в слякоти, а если ступать слишком резко, грязь и вовсе залетает внутрь обуви.
Пока особого подъема в гору нет, идем по прямой. Буквально через час-полтора на телефон приходит СМС: «Добро пожаловать на родину шелка, пороха и бумаги — в Китай!» И далее предупреждение, что теперь за сутки по тарифу могут снять 499 руб. Дабы избежать непредвиденных расходов, перевожу телефон в режим «в самолете». По факту до границы с Поднебесной всего около пяти километров. Именно по этой причине нашу колонну замыкают двое офицеров пограничной службы.
В лесу свежо, пахнет дождем и всевозможной растительностью. Постепенно ландшафт начинает меняться. Болотце остается позади, появляется небольшой уклон. Уже что-то отдаленно похожее на восхождение. Спустя некоторое время вдалеке становится слышен шум горного ручья. Дойдя до него, устраиваем первый небольшой привал. Место живописное, но наслаждаться им особо некогда, ведь позади лишь малая часть пути. Время утолить жажду, перекусить батончиком, перевести дух и двигаться дальше.
Ложное разочарование
Перебираемся на противоположную сторону ручья. Ледяная вода чувствуется даже сквозь резиновые сапоги. А сама тропа становится коварнее. То и дело приходится преодолевать упавшие деревья, а в скором времени появляются огромные каменные валуны, покрытые мхом. Место атмосферное, чем-то напоминает вселенную Толкиена или Кэрролла. Но вот передвигаться по таким булыжникам — дело непростое. Определение «тропа» тут условное. Неподготовленный человек вообще вряд ли ее различит. Поэтому приходится импровизировать. О том, что идем правильно, свидетельствуют красные насечки на деревьях и металлические таблички с указанием высоты.
Колонна постепенно растягивается, разбившись на пару-тройку групп по четыре-пять человек. Идущие впереди делают остановки, чтобы те, кто сзади, успели нагнать и не отстали.
Одежда уже мокрая насквозь, мучает жажда, а комары и не думают о пощаде.
— Почти пришли… — вдруг выкрикивает ведущий проводник.
«Как-то быстро», — проносится в голове, и наступает легкое разочарование. Правда, длится оно недолго, так как после паузы добавляется:
— … до кордона.
Мы в гостях
Кордон «Сосненский» расположен на высоте 400 м. Здесь обустроен лесной домик с печкой, где несут дежурство сотрудники заповедника. Следят за тем, чтобы не было посторонних. Это уже полноценный привал. Нас встречают запах костра, горячий чай с лимонником и перекус. А также возможность наконец содрать с себя прилипшую к телу одежду и развесить ее в теплом домике, чтобы она хоть немного успела подсохнуть. Здесь же нам рекомендуют переобуться, поменять резиновые сапоги на кроссовки, так как дальше никаких болот нет.
После кордона к группе присоединяются дежурящие тут инспекторы, на плече у одного из них карабин. Места все-таки дикие: несмотря на близость к городу, человек здесь в гостях.
Трасса же становится еще изощреннее, уклоны все круче. Плюс всевозможные колючки, лианы, кусты, за которые цепляется одежда. Невольно вспоминается история про принца Филиппа.
— Он бежал чуть ли не впереди всех остальных. Вы только представьте, в свои семьдесят пять! — комментирует идущая рядом пресс-секретарь ФГБУ «Заповедное Приамурье» Марина Чесалина.
Колодец на пике
Последние пара километров стали настоящим испытанием. Ноги забились от непрерывной нагрузки. Нередко встречаются почти отвесные участки с размытой дождем грязью. Вскарабкаться можно, только держась за стволы и ветки по бокам, а иногда сделать это без помощи товарища и вовсе почти нереально. При этом соскользнуть вниз проще простого. Однако отступать некуда, финальная точка уже где-то недалеко — там, выше в тумане.
Наконец показалась табличка, указывающая высоту, с заветным числом 900. Мокрые, искусанные и взъерошенные, мы получили надежду, что вот-вот уже случится то, ради чего все, собственно, и затевалось.
— А ведь служившие здесь девушки бегали по этой самой тропе на танцы в Казакевичево на выходные, — говорит один из участников восхождения.
Хм…
Единственное, что я сейчас хочу, — пить. Причем сильно. Взяв с собой в дорогу лишь две пол-литровых бутылочки минералки, слегка не рассчитал. И пожалел. Но, как нельзя кстати, прямо на вершине оказался… колодец.
— Вода чистейшая и очень вкусная. Пейте и наполняйте емкости, кто хочет, — говорит проводник.
Миссия в тумане
А вот и заветная скала, на которой виднеется белое полотно, скрывающее ту самую памятную табличку, установленную заранее. Жаль только, погода немного подкачала. Вместо живописного вида, на который все надеялись, лишь непроглядный туман, стелющийся вокруг.
— Это важное событие не только для заповедника, Хабаровска, но и для всей России, — берет слово руководитель Большехехцирского заповедника Антон Фетисов. — Здесь происходили действия, имеющие историческое значение, повлиявшие на жизнь целой страны. Сегодня для нас большая честь открывать мемориальную табличку и знать, что когда-то именно на этом месте, где сейчас мы сохраняем первозданную природу, люди героически защищали Родину.
Под аплодисменты присутствующих ткань срывают с таблички. Миссия выполнена! Осознавать свою причастность к этому событию весьма приятно и, пожалуй, даже почетно. Честно. Без пафоса.