Темы номера
Таким вопросом задавался хотя бы раз каждый хабаровчанин. Век 21-й подарил пассажирам возможность отслеживать нужный маршрут онлайф и онлайн.
На службе у общественного транспорта задействованы высокие технологии. Причем настолько высокие, что с Земли их не разглядеть — информацию о перемещениях автобусов и трамваев хабаровчанам поставляет спутник.
Сверху видно все
Сегодня есть несколько способов увидеть свой транспорт задолго до появления на горизонте. Для удобства на одиннадцати самых густонаселенных пассажирами и маршрутами остановках установили электронные табло. По словам директора МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» Павла Тесельского, эти информаторы передают реальные данные о прибытии. Проверить технику мы отправились на ближайшую остановку «Педагогический институт ТОГУ» с главным специалистом ХМНИЦа Евгением Войтиком.
Для начала сверили свои часы на предмет правильности хода. Все знают, что в городе есть несколько приборов, показывающих точное время: на железнодорожном вокзале, например. Лайфхак для тех, кому лень бежать до вокзала, точное время показывает и интернет.
— В автобусах стоят приборы глонасс-мониторинга, — объясняет работу системы Евгений, пока мы изучаем электронный указатель. — Они отправляют данные на серверы ХМНИЦ, а оттуда уже на табло. Если в приборе что-то не так, автобус может пропасть. Сказать, что отслеживаются все 100 процентов транспорта, нельзя. Есть часть маршрутов, на которых автобусы не мониторятся, хотя перевозчиков обязали, чтобы они установили оборудование.
Миф о черных дырах
— Когда только начинали вводить систему ГЛОНАСС в общественном транспорте, скептики предрекали, что она провалится, — вспоминаю давние публикации. — Они уверяли, что наш город не зря называют «три горы, две дыры». Мол, спустится автобус на бульвар и сразу исчезнет с радаров. Есть у нас какие-то «черные дыры», где может пропадать транспорт?
— Дыр нет, ГЛОНАСС работает везде, — убеждает Евгений. — Все, что ему нужно — открытое небо, и чтобы не было железных перекрытий над головой. При таких условиях отследить подвижной состав можно всегда.
Начинаем проверять, как отражается реальная дорожная ситуация на электронном табло. На первую строчку с прогнозом, что появится через 2 минуты, поднимается 58-й маршрут. Засекаем — вот он! Точно по расписанию.
— На экране десять строк с маршрутами, а все ли вместились?
— Конечно, не все, которые проходят через эту остановку. Смотрите, самый последний подъедет через 9 минут, те, что позже, пока ждут своей очереди попасть на экран. Информация все время обновляется, маршруты меняют друг друга.
Кстати
Есть система, в которой аккумулируются данные. Если платформа позволяет выводить на монитор передвижение транспорта, мы делимся информацией. Поэтому хабаровчане могут пользоваться и другими сайтами: Go2bus, bustime, bus27.
Следи по телефону
Показанному верить. Все автобусы и троллейбусы, проходящие через остановку, прибывали точно в указанное на табло время.
— Но такая техника в помощь пассажирам есть только на одиннадцати остановках, а их в городе больше семисот. Как быть тем, кто уезжает не с таких современных пунктов?
— Есть мобильные приложения, где можно увидеть нужный маршрут, — показывает в телефоне Евгений Войтик. — Самый лучший вариант — сайт транспорт27.рф. Его не надо скачивать — очень удобно, если память вашего телефона переполнена. За этот сайт отвечаем мы. Не надо быть активным пользователем интернета, чтобы разобраться, как пользоваться этим порталом. Находите свой маршрут, остановку и видите не только, когда подойдет ваш автобус или трамвай, но заодно можно выбрать низкопольный, если требуется ехать маломобильному человеку. Такой транспорт помечен специальным значком.
— Поисковик выдает и другие сайты, которые предлагают отследить нужный маршрут онлайн. Им можно верить?
— Есть система, в которой аккумулируются данные. Нам не жалко: если платформа позволяет выводить на монитор передвижение транспорта, мы делимся информацией. Поэтому хабаровчане могут пользоваться и другими сайтами: Go2bus, bustime, bus27.
— Реально удобно, сама всегда слежу за трамваем на сайте в мобильном. Вас, наверное, люди хвалят каждый день за такие технологии.
— Благодарить не принято, но вот стоит отключиться, как сразу начинаются звонки. На неполадки люди реагируют мгновенно и требуют починить систему. Что мы и делаем.