Где у культуры корни
logo

Темы номера

Где у культуры корни

Полина АПАРИНА, фото автора

О том, как можно сжульничать в преферанс, замешать краску в яйце, зачем «запекать» младенцев в печи и о многом другом юным хабаровчанам расскажут в центре детского творчества «Народные ремесла».

В 2022 году на базе учреждения открылся музей-мастерская славянской культуры. Идея принадлежит директору Ольге Жученко.

― Изучаю народную культуру уже больше 50 лет, ― рассказывает она. ― Я родом с Полтавщины. Окончив медучилище, поехала в Ужгород поступать в училище прикладного искусства. С хлебом-солью никто меня там не ждал. Местные смотрели свысока, открыто выражали неприятие и даже неприязнь. Такое отношение и натолкнуло на мысль, что воспитывать в людях интернациональные чувства, любовь ко всем народам нужно сызмальства. Приехав в Россию, устроилась в школу и занялась поликультурным образованием.

Своим детищем Ольга Григорьевна очень гордится, и не зря. Началось все в 2012 году с небольшой музейной комнаты «Русская изба». Потом свои двери распахнула мастерская изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а после, когда администрация города выделила учреждению новое просторное помещение, появился самый настоящий музей, где создали экспозиции, посвященные быту и промыслам и других славянских народов: белорусов, украинцев.

― Такого музея, как у нас, в России нет нигде, ― обращает внимание Ольга Жученко. ― В столице работает один и называется тоже музеем славянской культуры, но там представлено творчество только одного художника.

В коллекции музея собрано более двух тысяч экспонатов. В основном подлинники, переданные директором учреждения из личного архива: от костюмов до предметов обихода. Что-то подарили хабаровчане (портреты дарителей, кстати, встречаются в музее тут и там) и родители воспитанников центра, что-то неутомимые сотрудники музея добыли в экспедициях по селам края. А что-то преподнес счастливый случай.

Печь всему голова

3cb1eae4-fa09-4306-b8c6-d15942615b7b.jpg

Вот деревянный буфет, который буквально дышит стариной. Со временем краска кое-где облупилась, а вот налет величественности, к счастью, не сошел. В музейной комнате «Русская изба» раритет оказался благодаря случайно открывшейся двери обычного гаража.

― Мой секретарь собиралась купить гараж и пригласила меня на просмотр, ― вспоминает Ольга Жученко. ― И вот мы заходим, а там стоит этот буфет. Попросили передать его в музей. Молодой человек засомневался и пообещал посоветоваться с родителями. После долгих размышлений они все-таки согласились.

Напротив стоит видавший виды ломберный столик, за которым дамы и господа играли в преферанс. Есть в нем небольшой секрет, недоступный пытливому взгляду любопытной публики, ― потайное местечко, где игроки прятали карты, чтобы в нужный момент незаметно подкинуть их на стол. Этот экспонат в музей передали хабаровчане. Еще один дар народа ― антикварная прялка, которая досталась от бабушки одной из воспитанниц центра.

― Они переселенцы с Украины, ― говорит Ольга Жученко. ― Везли эту прялку на Дальний Восток долгих четыре месяца.

Но сердцем как всамделишной, так и музейной русской избы остается печь ― массивная, с разинутым зевом, где остывают закопченные чугунки. Здесь, конечно, размещена реконструкция, но до того правдоподобная, что хоть сейчас забирайся и грей бока.

― Печь ― она ведь и пекарь, и лекарь, ― объясняет ответственная за музей-мастерскую Наталья Михеева. ― В старину даже был такой обряд ― перепекание ребенка. Если младенец рождался хворым, его обмазывали ржаным тестом (бочка с ним была в каждом доме), укладывали на лопату ― и в печь, пока тепло не вышло. Тельце ребенка прогревалось, хлебная корочка подсыхала, и его вынимали, завернув в овчинку. Считалось, что так можно исцелить младенца.

Собрали тут и другие предметы быта, к которым нынешняя молодежь даже не знает, с какой стороны подойти: угольные утюги, рубель*, старинные жаровые самовары, рогатина*, железнодорожные фонари. Экспозиция, чего скромничать, внушительная, и коллекция продолжает пополняться.

― В планах открыть и музей коренных малочисленных народов Дальнего Востока, часть экспонатов у нас уже есть, и мини-этнопарк, который точно станет не просто изюминкой города, а брендом, ― делится идеями Ольга Жученко. ― Но, к сожалению, сейчас недостает финансирования на реализацию этих проектов.

Зачем оленям облака

ff0da219-c959-47ac-a702-8442b0905263.jpg

Сегодня в музее-мастерской представлены все известные промыслы славянских народов. В том числе художественная роспись. Есть как старинные экспонаты, так и новодел. Особый интерес представляет мезенская роспись, возникшая в конце XIX века в Архангельской губернии. Однако похожими рисунками предметы там расписывали еще до принятия христианства.

― Мезенская роспись уникальна, потому что в ней используются солярные знаки, ― объясняет Наталья Михеева. ― Это своеобразная азбука. Возьмем сюжет: олень стремглав мчится по бескрайнему полю, рогами цепляя облака. Его изображали в засушливые годы, чтобы, скажем так, вызвать дождь. То есть люди программировали свою жизнь с помощью солярных знаков. Рисовали, сколько хотят детей, внуков.  

Другой любопытный экспонат ― лаковая миниатюра, триптих «Сказка о царе Салтане», выполненный в технике иконописи. В музей картины передала автор ― Наталья Михеева.

― По первому образованию я художник палехской миниатюры. Эта технология как раз построена на иконописи, ― рассказывает она. ― Этим работам уже больше 20 лет. Писались они краской, изготовленной вручную, ― яичной темперой. Сухой пигмент смешивали с желтком и уксусной водой, чтобы получить эмульсию, прямо в скорлупе. Помню, когда была студенткой, делали краску из четырех яиц. На весь курс хватало. Вообще, темпера куда интереснее, чем масло. Ее сколько слоев ни положи, а первый все равно видно будет. Это делает картину более живой. Пожалуй, на Дальнем Востоке подобной лаковой миниатюры, написанной яичной темперой, больше нет нигде.

Юные гости музея могут не только полюбоваться и пощупать диковинные экспонаты, но и попробовать смастерить что-нибудь эдакое. Для дела тут простор большой. Хочешь ― садись за гончарный круг, хочешь ― вооружайся кистью да горшки с блюдцами расписывай. А можно набрать лозы и сплести какую-нибудь фигурку. Главное, чтоб вышло с душой.

*Рубель — можно сказать, первый в истории человечества утюг; деревянная доска с вырубленными поперечными желобками для катания белья.

*Рогатина — двурогая железная скоба на длинной рукояти, которой «ухватывали» горшки, задвигая и вынимая их из печи.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)