Глина, узор и немного магии
logo

Темы номера

Глина, узор и немного магии

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Собираясь в археологический музей на выставку с непростым названием «Орнаменты неолита Нижнего Приамурья» (6+), стоит полностью разгрузить голову. Потому что ее до отказа заполнят удивительными фактами.

Экспозицию вполне можно посмотреть самостоятельно: на выставке много сопроводительных картинок и текстов. Но это, как говорится, только бледная тень кураторской экскурсии. Ведет их Максим Горшков — научный сотрудник музея, который своими руками извлек из-под земли целый ряд керамических экспонатов. Древнейших в мире, между прочим. Поэтому лекцию он перемежает с байками из экспедиций, пересказами споров с гончаром или нанайским населением близ археологических памятников. А начинает, кстати, сразу с интриги.

Мясо или рыба?

— Вообще-то, никто до сих пор точно не установил, зачем людям понадобилась керамическая посуда. Изначально считалось, что сосуды появились вместе с земледелием и нужны были для хранения зерна. Тогда возраст самой старой известной керамики составлял 7—9 тысяч лет. И для ближневосточных районов все было справедливо. Но как-то на международную конференцию приехали японцы и показали свою керамику — ей было 11 тысяч лет. Следов земледелия на территории не нашли. Тогда все списали на ошибки в радиоуглеродном анализе. Но японцы приехали еще раз и доказали, что ошибок нет…

Что было потом? Русский археолог Алексей Окладников обнаружил на Дальнем Востоке посуду, сделанную 12 тысяч лет назад. Затем близ Сикачи-Аляна извлекли черепки еще на тысячу лет старше. Сегодня самым древним фрагментам около 15 тысяч лет, и найдены они на Нижнем Амуре.

— На выставке их, к сожалению, нет: они величиной с ноготь, ничего не разобрать, — объясняет Максим Валерьевич. — Зато удалось выяснить, для чего служили те емкости, части которых вы видите. Все благодаря липидному анализу. На стенках обнаружены следы варки рыбы.

Оказывается, для приготовления красной и белой рыбы жители неолита использовали разные емкости. Уникальной находкой стали части сковороды, общий диаметр которой составлял ни много ни мало 50 см. Ну а зерно в нашем дальневосточном случае вообще оказалось ни при чем. Как и мясо: животных жиров на посуде также не обнаружили, хотя охотничьих приспособлений на археологических стоянках откопали хоть отбавляй. Еще одна загадка!

Еде нужна охрана

Есть особенности, которые делают нижнеамурскую керамику абсолютно самобытной и не похожей ни на какую другую. Во-первых, даже у самых старых сосудов, форму которых можно восстановить по фрагментам, сразу было плоское дно (спойлер: с него, вообще-то, и начинали лепить). А во-вторых, узоры на черепках тоже встречаются практически сразу.

— Самым ранним декором, конечно, был технический, — говорит археолог. — Следы работы мастера начали заглаживать гораздо позже. Потом появился налепной валик: его выполняли в один или два ряда, причем на стенке сосуда ближе к середине, а не вверху у горлышка.

И вот в их функции ученые не сомневаются: это охранный круг, имеющий магическое значение. Он защищал пищу от злых духов (для нижней части посуды эту роль играл огонь). В это же время возникла керамика со сквозными круглыми отверстиями и зигзагами, которые наносили гребенкой или, возможно, отпечатывали с помощью веревки. Историки связывают такие узоры с представлениями о дожде и урожае.

Самые давние керамические экспонаты относятся к осиповской культуре (14 200—8 700 лет до н.э., поздний палеолит и ранний неолит). Затем ее сменили мариинская (7 800—5 800 лет до н.э.) и кондонская (6 600—5 000 лет до н.э.), потом малышевская (4 300—3 000 лет до н.э.) и позже вознесеновская (3 000—1 700 лет до н.э.) культура.

Доросли до искусства и исчезли

— С появлением около семи тысяч лет назад новой кондонской культуры повышается температура обжига, появляются ромбические оттиски на стенках, которые Окладников назвал амурской плетенкой, треугольные штампы, — продолжает Максим Горшков. — Сосуды становятся крупными, некоторые достигают 65 см в высоту и в диаметре.

Своего расцвета нижнеамурский орнамент достигает как раз к вознесеновскому периоду. Распространяется спираль, которая так и названа — вознесеновская (связана с солнцем, луной и текущей водой), декор становится сложным.

— Наш мастер-гончар подтвердил, что он выполнялся по эскизу, — замечает научный сотрудник. — Без подготовки такие узоры ровно и точно нанести нельзя.

Посуду и емкости для ритуального принятия пищи можно назвать настоящими произведениями искусства. Они тоже ждут посетителей в витринах. Как и фрагменты, которые прославили Нижний Амур за пределами нашей страны, — личины с круглыми и каплевидными глазами и рельефными носами. Самая известная из них считается образом женщины-прародительницы, хозяйки неба, воды и земли.

К сожалению, вскоре после этого цветущая цивилизация исчезла: она была полностью уничтожена племенами, прибывшими с Сахалина. На выставке есть доказательства — появилась совсем другая керамика, грубая и неискусная.

— Можно сделать вывод, что древние жители амурских берегов не связаны с нанайцами, которые пришли сюда позже, — заключает Максим Горшков. — Некоторые утверждают обратное, но с находками не поспоришь. А многие говорят: «Это же просто черепки». Нет. «Просто черепков» не бывает.

Убедиться в этом можно до 11 марта. Работает Пушкинская карта.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)