Темы номера
Одеть в носки всех жителей Хабаровска местное предприятие может всего за полгода.
Причем, как заверяют предприниматели, к тому моменту, когда последний хабаровчанин получит пару, первый свою еще не сносит (шутка). Если же говорить всерьез, то мало кто из нас, покупая носки, обращает внимание на место, где они произведены. И еще меньше горожан знают, что в нашем городе есть предприятие, ежемесячно выпускающее до ста тысяч пар носков.
Удивить своей продукцией
А начиналось все с оптовых продаж, которыми фирма занимается уже почти 20 лет.
— Торгуя носками с начала 2000-х, три года назад мы поняли, что есть потребность и возможность удивить дальневосточника продукцией, которая произведена по его запросу и отвечает его покупательской возможности, — рассказывает Григорий Казак, начальник производственного цеха ООО «Фрегат». — Погуглили и выяснили, что приобрести станки можно в Санкт-Петербурге, куда я и отправился. Три ночи провел в цеху, где сам вязал носки, осваивая премудрости производства, после чего вернулся домой готовить площадку.
Несколько месяцев прошло от покупки оборудования до первой продукции, потому что создать производство с нуля — дело непростое. Станки работают в режиме 24/7, их посменно обслуживают несколько бригад, поэтому задача руководителя — обеспечить не только бесперебойную работу оборудования, но и комфортные условия для работников. На следующем этапе путем проб и ошибок определили, какие носки нужны дальневосточному потребителю.
— Это оптимальное соотношение цены и качества, то есть недорогой, прочный и удобный носок. Он не должен терять форму после первой же стирки, для чего добавляем эластан, и должен хорошо отводить влагу, чтобы нога не потела, — продолжает Григорий Анатольевич. — Прежде чем отправиться к потребителю, наши носки прошли тестирование на борцах. Эти спортсмены тренируются и выступают без обуви, а потому на носки приходится повышенная нагрузка. И лишь получив их положительную оценку, мы приступили к массовому производству.
Специалисты, ау!
Начиналось предприятие ООО «Фрегат» с 12 станков, а сегодня их уже 24. Носки там вяжут разные: высокие и укороченные, взрослые и детские, с забавными надписями и рисунками. Последние, кстати, в небольшом количестве, так как самые популярные обычные: черные, серые и белые.
— А можете связать что-нибудь креативное, с оригинальным рисунком и шуточной надписью? — интересуюсь, наблюдая за работой станков.
— Можем все, что пожелает клиент, но нужно время, — объясняет Григорий. — Ведь производство носков — это многоступенчатый процесс: сначала их надо связать, затем они проходят формовку, обзаводятся резинкой, потом отправляются на упаковку. Поэтому пока мы творчеством не увлекаемся, главное, чтобы все оборудование работало бесперебойно, процесс-то у нас плановый, и первоочередная задача — вовремя выполнить заказ.
Запустив производство, на предприятии сделали для себя неожиданное открытие — дефицит специалистов. Обучить работе на станке Григорий Анатольевич может и сам, а вот отсутствие хороших слесарей, токарей и электриков стало проблемой.
— Конечно, со временем я таковых нашел и очень ими дорожу, ведь это настоящие мастера своего дела, — добавляет предприниматель. — Меня удивляет, почему эти профессии непопулярны среди молодежи? Ведь, как оказалось, они хорошо оплачиваемые.
Надень и улыбнись
Десятки лет занимаясь оптовой реализацией носков, а потом и производством на предприятии вывели несколько аксиом. К примеру, самый популярный цвет у женщин — серый, у мужчин — черный. А так называемый «несезон» весьма неожиданно приходится на декабрь и январь, но ведь именно в эти месяцы без носков никуда. И хотя сегодня в моде фэшн, производитель делает ставку на традиционный, массовый сегмент, главные признаки которого — удобно, хорошо, недорого. А сам Григорий Казак считает, что каждый день в разноцветных носках с яркими рисунками редко кто ходит, зато однотонные нужны ежедневно.
— Не готова согласиться, — улыбается его супруга и директор ООО «Фрегат» Татьяна Синдеева. — Реализацией занимаюсь я и вижу, что на носки разноцветные, с рисунками и надписями большой спрос. Ведь они дают возможность получить положительные эмоции за небольшие деньги. Причем какой рисунок или надпись выстрелит, угадать трудно. И в этом вопросе мне очень помогает 11-летняя дочь Регина, с которой обязательно советуюсь. Надо признаться, что все ее рекомендации попадают точно в цель. Хотя никакого логического объяснения модным тенденциям найти нельзя. Так, спросом пользуются носки со спортивной тематикой. А всевозможные черепа — как это можно носить? Но и у таких есть свои поклонники. Какие-то рисунки придумываем сами, какие-то создаем, следя за мировыми трендами. В итоге каждый может выбрать то, что ему по душе, из товаров нашей марки HobbyLine.
Кстати, начинала бизнес Татьяна когда-то одна, а сегодня предприятие смело можно назвать семейным: супруг заведует производством, дочь — консультант по дизайну, а старший сын развивает розничную сеть. Вот такой носочный бизнес для всей семьи.
Татьяна Синдеева и Григорий Казак не только успешные бизнесмены, но и щедрые благотворители. Один из проектов, которые они охотно поддерживают, — КВН. Как рассказал директор регионального представительства Всероссийской Юниор Лиги КВН в Хабаровске, специалист городского центра по организации досуга детей и молодежи Руслан Линник, марка HobbyLine является постоянным партнером местной Юниор Лиги. Предприниматели выступают спонсорами как взрослых, так и детских команд. В начале мая две школьные команды КВН побывали в Москве, где участвовали в съемке детского КВН (канал «Карусель»). Поездку одной из них под названием «Кукусики» оплатила Татьяна Синдеева.