Индустрия после пандемии
logo

Темы номера

Индустрия после пандемии

Петр МАЗУР

Разработана стратегия новой индустриализации России. Цель амбициозная — по десяти ключевым отраслям производства нарастить долю отечественных компонентов до 75 процентов.

технониколь.png

Кризисы приходят и уходят

Почему для развертывания стратегии выбран столь сложный период? Дело в том, что кризисы иногда способны нести позитивную роль, но текущий вряд ли добавит устойчивости мировому порядку. Есть опасность, что до отмены санкций дело так и не дойдет. Вирус не добавит сговорчивости между странами. По прогнозу Международной организации труда, пандемия оставит без работы более 300 миллионов человек. В такой ситуации может оказаться значительное число россиян. Закрывались десятки тысяч предприятий торговли, транспорта, общественного питания, досуга. Сориентированным на спрос малым и средним предприятиям досталось больше всего. Драматическое сокращение того самого спроса перекрыло поступление в бюджеты.

Ученые-экономисты развитых стран, в том числе и наши, ломают голову над переустройством послевирусных экономик своих государств. Будут ли они делиться друг с другом наработками, большой вопрос. Если вспомним, как уводили из-под носа друг у друга закупленные медицинские препараты, цинично увозя их прямо из чужих аэропортов, на солидарность надеяться сложно. Сомнительно, что кто-то подаст руку в грядущем переустройстве экономики.

При знакомстве с новой стратегией индустриализации становится очевидным: экономика страны, да и сама она, уже не будут прежними. К примеру, в условиях постоянных природных вызовов фармация должна быть на голову выше прежней. И такими могут стать все ключевые отрасли.

К 2024 году на реализацию новых стратегических задач потребуется 3 трлн руб. В таком денежном поле компании будут настроены выпускать линейку беспилотников и электромобилей, ежегодно регистрировать 150 отечественных медицинских изделий, увеличить доли российских производителей на мировом рынке самолетов и вертолетов.

Это, конечно же, импортозамещение. Шаг не новый, процесс идет, но разработанная стратегия требует иного масштаба и нового качества. Стремительный переход на отечественные товары планируется сразу в 19 секторах производства. В перечень вошла продукция нефтяного, энергетического, тяжелого, сельскохозяйственного, пищевого и транспортного машиностроения.

На пороге перемен

Большой запас для рынка новой индустриализации страны есть у промышленности Хабаровска. Краевой центр — один из немногих, сумевших сохранить основу промышленности и постоянно наращивать мощности предприятий. Конечно, это не прежний размах. К примеру, на заводе «Дальэнергомаш» до 90-х годов было занято 4 тысячи работников, сегодня — только 300. Из 21 цеха работают пять. Правда, нынешние производители не всегда берут количеством площадей. Так, «Дальэнергомаш» приобрел черты современного технологического производства. Новейший металлообрабатывающий центр отправил на пенсию старые токарные станки. Взятый под крыло завод «Амурлитмаш», расположенный в Городе юности, успешно запустил в техническую эксплуатацию новую дробеметную установку. Проект инновационный, позволит повысить производительность и культуру производства. У завода большое поле деятельности. Отрасль, к которой он принадлежит, нацеливается на 16-процентный «пирог» глобального рынка.

Серьезная задача встанет перед оборонным комплексом — нарастить выпуск высокотехнологичной продукции гражданского назначения до 60 процентов от основного объема. Нужна инновационная прививка для отрасли. В том же авиастроении определены приоритетные проекты — производство электрических самолетов, беспилотных воздушных систем для связи, скоростных вертолетов. Электронная промышленность будет концентрироваться на беспилотной авиации, робототехнике и т.д.

Расширяет линейку лекарств «Дальхимфарм». Новинка следует за новинкой. Вот очередная — пентоксифиллин, помогает кровообращению.

Дальний Восток — идеальная площадка для новой индустриализации. Несколько десятков ТОСЭРов концентрируют вокруг себя сотни новых предприятий. Здесь простор для стратегии, новые производства могут легко вписаться в ее канву. Одно из таких — «Энергоимпульс +». Специализируется на производстве и монтаже электрооборудования с использованием передовых технологий. Ветрогенераторы снабжают цехи электричеством и теплом. Для изготовления оборудования используются современные комплектующие российского и зарубежного производства. В то же время завод расширяет поиск комплектующих в российском промышленом комплексе.

Читаешь строки стратегии по развертыванию кабельного производства, и просто тянет вернуться на десяток лет назад, когда работал прекрасный завод «Амуркабель». Кстати, возрождение предприятия в рамках новой стратегии индустриализации страны вполне могло бы состояться. Помнится, завод уже заявлял о себе разработками новых типов легкого кабеля, которым живо заинтересовались предприятия космической промышленности, самолетостроения и даже компания «Боинг». Если хорошо оснащенное предприятие еще и дозреет на современной технической основе, это будет удача.

Думается, по-хорошему заденут дальневосточников и такие цифры: увеличить долю российских компонентов в производстве гражданских самолетов с 38 до 75 процентов к 2035 году. Вырастет доля обрабатывающей промышленности в ВВП — с 14 до 17 процентов.

Экспорт выстрелит новациями

Короновирус подрезал поставки нашей несырьевой продукции на экспорт, особенно товаров химической промышленности и машиностроения. Здесь перед страной стоит непростая задача. Интерес к некоторым традиционным товарам отечественной промышленности может ослабнуть, поэтому следующие 15 лет должны выстрелить большой долей инновационной продукции. А дальше совершенно конкретные в этом направлении ключевые задачи. В числе таких увеличить до 50 процентов увеличить долю предприятий и организаций, внедряющих инновации, повысить уровень затрат на цифровые технологии до 5,1 процента от их валовой добавленной стоимости. И, естественно, равняться на лучших. К примеру, успешно пробивается на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завод «ТехноНИКОЛЬ Дальний Восток». Его продукция — каменная вата — признана качественнее китайской и даже японской. Сегодня это предприятие способно вдвое увеличить экспортные поставки.

В канву новой индустриализации вписывается стратегия развития АПК до 2030 года. Тут предстоит убить не двух, а трех зайцев: усилить роль страны как надежного экспортера, продемонстрировать отменное качество продукции и повсеместно задействовать максимальное количество отечественной техники по всей цепочке сельскохозяйственного производства. База для этого есть. В последние годы наш АПК стабильно наращивает экспорт продукции. К 2024 году его доля должна достичь 45 млрд долл. А в целом экспорт страны придется нарастить до 205 млрд долл. в год. Предполагается, что нацпроекты станут драйвером развития промышленности. Здесь призваны двигать дело различные инструменты: от субсидирования затрат на науку до реализации программ подготовки кадров. Все они группируются по 14 направлениям. Если начать их расценивать под углом развития Дальнего Востока, земляки могут найти для себя много интересного.

Реализация стратегии индустриализации может помочь России войти в пятерку самых сильных экономик мира. Когда все намеченное сбудется, думается, вклад от продажи сырья и энергоресурсов в ВВП будет падать, флаг первенства поднимет обрабатывающая промышленность. Это уже совершенно другая экономика.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)