Искусство в двух шагах
logo

Темы номера

Искусство в двух шагах

Виктория ПЯТКОВА, фото автора

Зачем были нужны картины батальных сцен современникам Наполеона, как колониальная политика привела к появлению пиратства и почему мужчины XVII века украшали костюмы кружевом охотнее дам, рассказали ребятам лицея «Звездного» на выездном музейном занятии сотрудники ДВХМ.

К прекрасному нужно приобщать

Передвижная выставка репродукций работ мастеров западноевропейской живописи XVII—XIX вв. гостит в учебном заведении с начала февраля. Полотна Якоба ван Рейсдаля, Яна Порселлиса и многих других художников украшают стены лицея в рамках музейного проекта «Близкое искусство», цель которого — прививать школьникам прекрасное прямо у дверей учебных аудиторий.

— К сожалению, сейчас люди, а особенно дети, не так часто ходят в музеи, — отмечает специалист по связям с общественностью ДВХМ Ольга Эйсмонт. — А ведь значение академического искусства для развития личности переоценить сложно. Поэтому характер деятельности Дальневосточного художественного музея последнего десятилетия определяют поиски качественно новых подходов к сохранению культурного наследия.

Проекту «Близкое искусство» уже более 15 лет, и за это время репродукции работ из собрания ДВХМ высокого полиграфического качества побывали во многих населенных пунктах Хабаровского края. Они украшали стены домов культуры, музеев, школ в Комсомольске-на-Амуре, Амурске, поселках Ванино и Солнечном, селе Хурба и других. В Хабаровске передвижные выставки ДВХМ гостят в социальных и образовательных учреждениях. Сейчас на очереди лицей «Звездный».

— Этот проект — настоящая находка, — делится учитель изо лицея «Звездный» Марина Старцева. — Ученики на переменах разглядывают картины, а на уроках мы обсуждаем технику, в которой они выполнены, изучаем разные стили и направления. Академическое искусство ведь не просто описать в двух словах с помощью слайда в презентации, а тут наглядный пример. Ко мне на уроки приходят ребята и наперебой рассказывают о том, что увидели на полотнах, и это очень ценно.

Работы западноевропейских живописцев подбирались музейными работниками не случайным образом: по их задумке, они должны отсылать учеников к школьной программе и быть интересными для всех возрастов. А чтобы ребятам было легче понять все нюансы высокого искусства, сотрудники ДВХМ приезжают к ним с экскурсиями и мастер-классами.

Художник тоже журналист

Лицеисты восьмого класса уже немного познакомились с картинами, поэтому слова «барокко» и «классицизм» всем показались знакомыми.

Западноевропейскую живопись XVII—XIX вв. представляют голландские, французские, итальянские художники, — рассказывает лектор (экскурсовод) ДВХМ Анастасия Мищенко. — Она отражает жизнь и мировоззрение людей в эпоху Просвещения. Господствуют стили барокко, классицизм и романтизм, а искусство того периода характеризуется многожанровостью. Одним из самых любопытных является морской пейзаж, или марина (фр. marine), от слова «море». Кстати, вы наверняка заметили, что его название звучит как привычное нам женское имя.

По словам Анастасии Владимировны, на художников-маринистов зачастую ложилась задача не только показывать красоту и мощь водной стихии.

— Здесь смешиваются два жанра, — отмечает Анастасия Мищенко. — С одной стороны, это морской пейзаж, с другой — батальная сцена. Почему художники брались изображать военные картины, где гибнут люди и гремят орудия? Просто это был единственный способ запечатлеть исторические события. Сегодня мы легко получаем новости через телевидение и интернет. Людям эпохи Наполеоновских войн это, конечно, было недоступно, поэтому художники брали на себя роль СМИ. Высокопоставленные лица того времени вешали такие картины у себя в кабинетах, чтобы запомнить победы в сражениях.

Сюжеты картин, представленных на выставке, разнообразны: здесь и флотилии кораблей, и портреты благородных особ в роскошных нарядах, и нелегкий труд кружевницы. Кстати, ажурная ткань, по словам экскурсовода и, к удивлению ребят, пользовалась успехом не только у дам, но и (даже особенно) у мужчин.

— Не знала, что шелк и кружево — тренды мужской моды той эпохи, — делится впечатлениями восьмиклассница Алина Антонова. — Оказывается, чем больше кружев на воротнике и манжетах, тем выше статус владельца костюма.

В ходе лекции ребята узнали много нового: как колониальная эпоха с ее судами, тяжело груженными заморскими ценностями, привела к пиратству, почему османского корсара Барбароссу называли Рыжей Бородой и многое другое. А в завершение музейного занятия ученики 8-го класса смогли прикоснуться к искусству еще ближе, написав картину на мастер-классе по акварельной живописи. Горный пейзаж с цветочной поляной получился у всех по-разному разному, но у каждого определенно удачным.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)