Истории о каменном сердце и тайных адмиралах
logo

Темы номера

Истории о каменном сердце и тайных адмиралах

Дарья УЛАНОВА

К сожалению, режим самоизоляции все еще не позволяет нам свободно гулять по любимым городским местам. Что делать? Рассматривать фотографии, а еще постараться узнать о них что-нибудь необычное: даже у самых привычных достопримечательностей может быть любопытная подоплека.

Собственно, это мы и сделали. И вот что выяснили.

Пьющая черепаха

черепаха.jpg

Гранитная скульптура близ Гродековского музея — старейшая в Хабаровске (она датируется аж X веком). Часть надгробного комплекса с могилы чжурчженьского полководца Эсыкуя весом в 6,5 тонны прибыла в Хабаровск в 1896 году, а в 1990-м заняла почетное место рядом со входом в музей.

«Она и сегодня стоит перед историческим корпусом, став неотъемлемой частью городской среды и объектом легенд», — пишут про свою черепаху сотрудники Гродековского. И это чистая правда: за годы вахты каменный зверь оброс самыми разными мифами. И то, что он приносит удачу, если на его шее оставить монетку, далеко не самый интересный.

Так, одна легенда гласит, что если приложить к черепахе не копеечку, а собственное ухо, можно услышать, как бьется древнее сердце истукана. А еще, поговаривают, средневековая скульптура… не прочь выпить.

— Будучи студентами, мы всегда оставляли ей маленькую рюмочку вина, — вспоминает хабаровчанка Наталья. — Выливали на голову, и камень всегда все впитывал!

Тут нужно напомнить, что мы за здоровый образ жизни и против вандализма. Так что если после снятия ограничительных мер вам непреодолимо захочется поэкспериментировать, ограничьтесь, пожалуйста, водой.

Странная скульпторша

Макаров.jpg

А если спуститься на берег Амура в районе речного вокзала и осмотреть пирс, к которому швартуется дебаркадер, можно увидеть странные контуры. Здесь некогда «жили» два русских адмирала — Степан Макаров и Павел Нахимов.

доска Протасовой.jpg

— Есть в Хабаровске легенда о странной женщине-скульпторе, которая делала барельефы, — рассказывает урбанист и фотограф Александр Колбин. — Она самостоятельно вылепила два портрета в память об этих великих морских людях и разместила с двух сторон пирса на набережной. Как ее зовут, я так и не нашел, но, по-моему, она же делала табличку в честь актрисы Марии Протасовой на доме по ул. Тургенева, 68. Барельеф и надпись в ее стиле — от руки, с душой, выглядят интересно.

Это не просто рассказ. Автор описанной мемориальной доски — художница Юлия Туркина, дочь бывшего директора Дальневосточного художественного музея Николая Туркина и выдающейся архивистки Веры Чернышевой. Ее же руке, кстати, приписывают и барельеф Аркадия Гайдара на особнячке по ул. Калинина, 68. Там располагалась редакция газеты «Тихоокеанская звезда», где Гайдар работал в 1932 году.

Неоконченное спасение

бюсты-аллея.jpg

Юлия Николаевна работала художником-оформителем в скульптурном цехе и очень любила советское искусство. В начале 2000-х она пыталась спасти скульптурную группу из аллеи центрального парка: по меньшей мере семь бюстов великих ученых, таких как Мичурин, Ломоносов, Попов, Ушинский, долгие годы стояли за зданием Дальневосточного художественного музея, но ко времени перестройки пришли в негодность и исчезли. Художница нашла их и попыталась восстановить. Но закончить работу не удалось: в 2010-м появились сведения о том, что Юлия Туркина пропала без вести.

К сожалению, не осталось и ее творческого наследия.

— Когда писала статью, заходила к ней, ожидала, что дом полон всяческой скульптуры, но ничего подобного, — вспоминает бывшая хабаровская журналистка Ирина Машнова. — Она сказала мне, что все раздает, потому что, если умрет, не надо будет искать, куда это пристроить. Так что все работы в чьих-то руках.

По грустной иронии судьбы морских адмиралов унесли от нас речные наводнения: Степан Макаров уплыл в 2013-м, а Павел Нахимов — в 2019-м. Остались только контуры да легенда, которую передают из уст в уста.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)