Историю переписать нельзя
logo

Темы номера

Историю переписать нельзя

Подготовила Елена ЧЕРНИКОВА, фото из архива музея истории Краснофлотского района

Девяностолетие родного предприятия 30 марта отметили ветераны завода им. С.М. Кирова.

2.jpg

Он стал первым на Амуре, где начали строить суда, и важнейшей частью обширных мероприятий по укреплению обороны на Дальнем Востоке, проводимых советским правительством в 1930-е годы. Завод в какой-то мере дал толчок и к созданию Тихоокеанского военно-морского флота.

Осиповский затон потеснился

— Совет Труда и Обороны 10 августа 1931 года принял постановление о строительстве судостроительного завода на Амуре, — рассказывает руководитель музея истории Краснофлотского района Инна Шаламова. — Зимой того же года стройка началась в районе села Третий Воронеж, но затем ее прервали, так как решили поменять место возведения предприятия. Самым подходящим по ряду обстоятельств оказался Осиповский затон, где базировалась Амурская флотилия. Первыми строителями стали крестьяне-переселенцы и вербованные рабочие из разных регионов страны. Потянулись сюда и местные жители. Благодаря им 30 марта 1932 года заработало первое предприятие судостроения под кодовым названием «Остон». Параллельно со строительством завода возводился жилой поселок барачного типа.

Сразу после сдачи на стапельных площадках сборочной верфи завода заложили три подводные лодки проекта «Щука» из секций, изготовленных на Балтийском заводе Ленинграда. Рабочий процесс вели военные под контролем командующего округом маршала Василия Блюхера.

Через год «Остон» переименовали в Хабаровский судостроительный завод «Хабсудмех». В апреле 1935 года по решению советского правительства предприятию присвоили имя Сергея Мироновича Кирова. Завод постепенно развивался, набирался сил, рядом строился жилой поселок, росла численность рабочих, ИТР и служащих. Из цехов выходили речные буксиры, сухогрузные баржи, заготовки, которые поступали с киевской, тюменской и горьковской судоверфей.

У станков женщины и дети

1.jpg

Во время Великой Отечественной войны мирный труд заводчан был прерван. Как и весь советский народ, они встали на защиту Родины. На фронт ушли 980 рабочих, инженеров и служащих. Вместо них к станкам встали жены заводчан и офицеров Амурской флотилии, подростки, дети.

— Они выпускали сетевые противолодочные заградители, подъемные понтоны, производили ремонт и модернизацию кораблей Краснознаменной Амурской флотилии, собирали тяжелые мониторы: был создан цех по выпуску фугасных и зажигательных авиабомб и морских мин, — продолжает Инна Геннадьевна. — Завод трудился практически круглосуточно, чтобы приблизить победу. Ее здесь праздновали дважды: в мае 1945-го, когда разгромили фашистов, и в сентябре того же года после капитуляции Японии. Медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» награждены 922 человека. К сожалению, не все кировчане, ушедшие на фронт, вернулись с полей сражений, многие отдали жизнь за Родину. Их имена золотыми буквами высечены на мемориальной мраморной плите монумента славы, воздвигнутого на площади у заводского Дома культуры.

После Великой Отечественной войны изменилась программа завода. На нем началась сборка судоподъемных понтонов для экспедиции подводных работ особого назначения. Поступил заказ на сухогрузные баржи, драги для золотодобывающей промышленности Дальнего Востока. Это были целые плавучие фабрики по добыче и промывке золота. Кроме этого, здесь производили капитально-восстановительный ремонт кораблей Краснознаменной Амурской флотилии.

Второе рождение

2.jpg

В конце сороковых годов произошла реконструкция — появились новые цеха, склады и набережная. Вскоре случилось и второе рождение завода.

— Вместо ветхих и тесных деревянных построек стали появляться современные заводские корпуса, вступил в работу новый эллинг, — приводит примеры Инна Геннадьевна. — На предприятии внедрялась новейшая технология постройки судов. Благодаря этому завод за короткие сроки сумел спустить на воду 110 кораблей для министерства рыбного хозяйства. В то же время преображался и заводской поселок. В котором появились Дом культуры (ныне Дворец творчества детей и молодежи), столовая, многоэтажные благоустроенные жилые дома, школы и детские сады.

В последующие годы, коллектив завода проделал большую работу по совершенствованию судостроения, внедрению передовой техники и технологии, прогрессивных методов организации производства, по его реконструкции и переоснащению. Это позволило повысить эффективность производства и качество работы.

— Выпускаемым судам присваивался Государственный знак качества, — перечисляет достоинства предприятия Инна Шаламова. — Более половины всей продукции завода имела такой символ. Следом освоили строительство крупной серии морских рыболовных траулеров-морозильщиков, начали выпускать научно-исследовательские суда для геологической разведки полевых ископаемых на шельфе, океанографических, подводного вулканизма, глобальных атмосферных процессов, для выработки данных по защите окружающей среды. Они оснащались новейшей радиотехнической техникой, вычислительными центрами, сложнейшим механическим, лабораторным оборудованием. Корабли с маркой завода работали в Атлантике, Антарктике, в Тихом и Индийском океанах, обладали высокими мореходными качествами, неограниченным радиусом плавания и уровнем мировых стандартов.

Завод в те годы стал самым крупным предприятием в северной части Хабаровска. Наряду с судостроительной продукцией он выпускал одиннадцать наименований товаров культурно-бытового и хозяйственного назначения: кресла-кровати, диваны, кухонные наборы, гарнитурную мебель, детские игрушки, сувениры, гаражи.

В жилом фонде завода ликвидировали все бараки, а вместо них кировчанам давали квартиры в благоустроенных многоэтажках. Появились свои турбаза, профилакторий, детский лагерь «Океан», подсобное хозяйство, конный клуб «Мустанг». Рабочие кадры готовило СПТУ № 3.

Сломался в перестройку

4.jpg

Корабелы завода не раз лидировали в соревнованиях среди родственных и других предприятий края и региона. Золотым фондом завода были трудовые династии. Из поколения в поколение передавался опыт старших, чтобы совершенствовалось и поднималось на новую высоту искусство кораблестроения.

— Многие кировчане имели дипломы и медали ВДНХ СССР, — добавляет Инна Геннадьевна. — Сотни удостоены высоких государственных наград, отмечены премиями Совета министров СССР и Ленинского комсомола. К столетию Хабаровска заводу вручили почетную грамоту Президиума Верховного Совета РСФСР, а в канун сорокалетия Великой Победы — орден Отечественной войны первой степени.

В советское время завод им. С.М. Кирова по праву считался одним из крупнейших судостроительных предприятий Дальнего Востока, специализировавшихся на строительстве кораблей военно-морского флота и судов разных классов гражданского назначения. У завода были грандиозные планы по реконструкции, широкому внедрению прогрессивных форм организации труда, строительству морского транспорта для технического, промыслового и научного флота, выпуску новых высококачественных товаров народного потребления… Но им не суждено было сбыться! Предприятие не выдержало экономические реформы и не сумело выжить в годы перестройки.

Завода нет, но на его территории располагаются несколько мелких частных предприятий, есть даже яхтклуб. Зато живы ветераны, которые с грустью и гордостью вспоминают былые годы, а множество кораблей, построенных на заводе им. С.М. Кирова, по-прежнему бороздят морские просторы...

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)