Из пионеров в мастерицы
logo

Темы номера

Из пионеров в мастерицы

Виктория ПЯТКОВА, фото автора и из архива

Выделать рыбью кожу, изготовить текстильную куклу, смастерить бубен весом чуть больше перышка, настрогать талу толщиной со спичку и вышить национальный халат за пару месяцев за просмотром супергеройских сериалов (почему бы и нет?) может хабаровчанка Анна Гончарова.

Из рода Акунка

Анна родилась в поселке строителей Снежный Комсомольского района, рядом со старым орочским стойбищем «Кун» (что в переводе ни много ни мало «Женская грудь» — из-за двух схожих сопок, украшавших окрестности). Но в детстве к корням ее не тянуло — на дворе были восьмидесятые, вся окружная детвора — советские школьники, и без разницы, ороч ты или русский.

— Приобщить меня к национальной культуре? Конечно, пытались! Но поселок в основном состоял из русских, коренных там проживало мало. Не могу сказать, что нас как-то сильно выделяли, но дети есть дети — иногда кто-нибудь, да позволял себе какое-нибудь обидное замечание. Вот я и стеснялась, ходила по поселку, открыв глаза чуть шире, чем следует — авось подумают, что я русская! — смеется героиня.

Толчком к изучению национальной культуры послужило закрытие пионерской организации. Как самую большую активистку, Анну не могли просто так оставить не у дел, и дали ей ответственное задание — создать свою организацию.

— Я решила создать экоклуб, заняться очисткой ручья Светлого, который к тому времени совсем не оправдывал свое название, — рассказывает она. — Заодно с товарищами решили, что будем ходить по бабушкам, помогать им по хозяйству. А учитель географии говорит: «Что толку просто так ходить? Заодно поспрашивай, как в старину орочи жили».

Сказано — сделано. Бывшие пионеры собирали фольклор, любовались узорами на халатах, вышитых когда-то руками местных мастериц, слушали песни на языке предков.

— Не могу сказать, что именно тогда захотела изучать культуру своего народа, — говорит Анна. — Но когда директор школы предложила поступить на отделение народов Севера Хабаровского педагогического университета, сопротивляться не стала. Все-таки я из рода Акунка, настала пора возвращаться к нему.   

Лик дракона как вызов

Учеба давалась Анне не так-то просто. Пары по нанайскому языку, курсовые по национальной вышивке и занятия по выделке рыбьей кожи перемежались с общеобразовательной программой.

— У меня руки вообще были крюки, — улыбается героиня. — Не было ни терпения, ни усидчивости, все стежки кривые, как на подбор. Я не чувствовала сочетаний цветов, а вышивка небольшого панно лика дракона гладью для курсовой чуть до слез меня не довела. Но как-то потихоньку втягивалась, рассматривала орнаменты, читала литературу… Жаль только, что орочский этнос очень мало изучен, почти нет носителей языка, и в большей мере нам преподавался нанайский. Но я благодарна университету, который познакомил меня с культурой нанайского народа, на основе их традиций я стала изучать свои родные.

И бубны тоже

К основному (2).JPG

По-настоящему большой интерес к прикладному творчеству проснулся в Анне много позже, когда за ее плечами уже был солидный жизненный багаж: замужество, дети, жизнь в селе Бельго (где она научилась делать талу так, что не придерется ни одна свекровь, и засаливать 32 кетины за полтора часа) и переезд в Хабаровск.

— Просто увидела положение о конкурсе «Ремесла земли Дерсу» в 2017 году, решила попробовать свои силы, — рассказывает она. — Первой сделала куклу шамана. Она называется «В танце духов», материал — рыбья кожа, чешуя, полимерная глина, береста. На костюме нанайские орнаменты. Кстати, стежки не сравнить с пресловутым панно для курсовой, здесь они всего треть миллиметра! Я наслаждалась этой работой, по-настоящему увлеклась. А затем пришла очередь и других кукол. Кстати, стараюсь делать их по всем канонам: наряды из рыбьей кожи, со всеми подкладами, которые есть у настоящей национальной одежды.

Конкурс Анна выиграла, а за ним пришла череда других: «Бубен дружбы», «Этностиль Приморья», «Лики наследия», «Ритмы ДВ» и т.д. Теперь ее творчество известно не только в крае — работы есть и в краеведческих музеях, и в частных коллекциях по всей стране.

Кроме кукол, героиня занимается изготовлением национальной одежды (свой халат, к примеру, вышила всего за пару месяцев за просмотром фантастических сериалов), украшений и даже бубнов. Первым опытом стал собственный инструмент.

— Решила, что хочу попробовать сделать его сама, — делится Анна. — Давно хотела бубен, но мастеров у нас в стране мало, и их изделия дороги. В итоге получилось неплохо! Обечайка (обод) из бересты, очень легкий, обтянула его шкурой северного оленя с Чукотки. Форма немножко необычная, овальная, не очень ровная. Но так даже лучше — эксклюзив. Похоже на зерно. Сразу видно, этнический инструмент!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)