Темы номера
Более 20 тысяч жителей ДФО подали декларации о хозяйственном использовании «дальневосточных гектаров».
Заполненные документы составили довольно пеструю картину. Хозяева земли почувствовали подлинную свободу заняться тем, что по душе. Как хабаровчане хозяйствуют на выделенных «дальневосточных гектарах»?
Из офиса — в глухомань
Заметим, что сельскохозяйственное направление в нашем крае выбрали 44 процента гектарщиков. Эти люди просто одержимы мечтой проявить свои способности, энергию, талант и заточены на риск. Дмитрий Степанченко оставил службу в банке и подался на выделенный гектар в тайге за 100 км от Хабаровска. Сам корчевал лес, вывозил деревья. Человек пылал желанием заняться пчеловодством и выращиванием дикоросов. По его словам, тайга — это золотая жила. Около трех десятков гектаров взяли вместе с родственниками и друзьями. А когда пошли дары в виде меда, иван-чая, стало еще веселее. Затем порадовали урожаем овощи.
В районе им. Лазо на 17 «дальневосточных гектарах» осел Николай Тимошенко. На солидной площади выращивается зерно. Буренки и лошади в его крестьянско-фермерском хозяйстве всегда сыты.
Фермеры расширяют хозяйства, образующие новые поселки. В Дальневосточном регионе могут сформироваться четыре таких населенных пункта, где основные жители — обладатели «дальневосточных гектаров». Один из них — Лазурный — наметился в Хабаровском крае возле озера Петропавловского. Не так давно несколько хабаровчан взяли в коллективное освоение почти 50 га земли по программе. Цель поставили не совсем обычную: создать в районе села Малышево туристско-рекреационную зону.
Сергей Суровцев вместе с семьей владеет тремя «дальневосточными гектарами». На этом участке работает пчеловодческая ферма, ведется заготовка целебных трав, березового сока. На гектаре хабаровчанам также предлагают создавать частные охотничьи угодья. Есть и откровенно неожиданные виды использования гектара. В Хабаровском крае около 400 участков оформили, чтобы… узаконить гаражи.
От оттока до притока
Право на «дальневосточный гектар» жители ДФО получили с 1 июля 2016 года, с 1 февраля 2017 года взять надел может каждый россиянин. Сегодня в программе участвуют около 100 тысяч человек. За пять лет дальневосточным гектарщикам выделена поддержка в объеме 1,6 млрд руб. Наибольшая сумма выплат приходится на Хабаровский край — около 497 млн руб. Основная часть финансового пирога досталась фермерам и малым предприятиям. Как сообщила первый заместитель генерального директора Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики Эльвира Нургалиева, сегодня у обладателей гектаров прекрасный выбор поддержки — 35 видов: льготы, гранты, субсидии и т.д. А любимец обладателей «дальневосточного гектара», конечно же, «Дальневосточная ипотека», щедрая на самую низкую ставку кредитования в России. А к ней можно получить еще льготную древесину для строительства дома, субсидии на развитие животноводства, гранты на поддержку фермеров и многое другое. «Дальневосточный гектар» — это государственная стратегия развития страны и море возможностей для энергии и таланта человека.
Но, к большому сожалению, такая упрямая наука, как статистика, сегодня неумолимо показывает, что интерес к программе падает. Менее 12 тысяч человек получили гектар в 2019 году. Правда, край еще в тройке субъектов-передовиков Дальнего Востока. Вначале был расчет на переезд граждан в ДФО из других регионов и даже на приезд соотечественников из-за рубежа. Пока же 85 процентов заявок поступает от дальневосточников.
Есть в программе основная задача — переменить миграционный отток с Дальнего Востока на его приток. Пока сделать это сложно. В 2019 году округ потерял более 21 тысячи человек. Даже в 2014—2015 годах уехали 16 тысяч жителей. Слабый пока от программы импульс развития экономики. Рентабельность производства малых фермерских хозяйств значительно ниже, чем в целом по отрасли. С ними одними, как говорится, каши не сваришь. По мнению специалистов, нужны как воздух более крупные кластерные сетевые формы кооперации, мелкие хозяйства должны в них встроиться. По данным Минпромторга России, на Дальнем Востоке не создано ни одного промкластера в сфере АПК или биотехнологий.
По декларациям, 38 процентов получивших «дальневосточный гектар» использовали его под строительство жилья, 29 — занялись земледелием, 10 — организовали свой бизнес, 7 — развивают туризм, 16 — занимаются прочими видами деятельности.
Гектар себя покажет
О сложностях сегодня говорят открыто. К примеру, будучи председателем комитета Госдумы прошлого созыва по природным ресурсам, собственности и земельным отношениям, Николай Николаев считал, что, скорее всего, половина земельных участков по программе «дальневосточного гектара» останутся неосвоенными: дескать, аргументов в их пользу маловато. Даже в европейской части страны выживаемость таких проектов в лучшем случае 50 процентов.
Конечно, обидно, что такая богатейшая территория, как наш край, — лидер по отказу от «дальневосточных гектаров». Люди вернули 200 наделов. Это трагедия? Думаю, нет. Взвесили силы, возможности и честно признались — не потянем. Взять другие наделы уже не получится. Закон не велит. Правда, есть у несостоявшихся обладателей земли и причины. К примеру, выбран участок, а он непригоден под задуманный вид деятельности. Не разобрались на волне ажиотажа. Взяли гектар зимой, а весна обнажила болото или сплошные камни.
Еще минус. Больше всего неосвоенных гектаров в Хабаровском районе и районе им. Лазо, где участки брали в основном жители краевого центра. В других районах подошли к проблеме более тщательно. Выигрывал тот, кто не игнорировал советы специалистов: обязательно выезжать на место до подписания договора. Вот тогда станет ясно, подходит оно или нет. Но почему люди не торопились осмотреть будущие владения?
Даже если сегодняшние результаты пока не так велики, ослаблять внимание к проекту — не по-хозяйски. Любое значимое дело пробивается с трудом, пока оно не зацепит основную массу населения. Процесс-то идет. Есть примеры, когда маленькие села разбирают гектары как горячие пирожки. Взять крошечную в нашем крае Новоильиновку — 38 дворов облюбовали 32 участка.
Сторонники «дальневосточного гектара» сходятся во мнении: это прорыв. Нигде и никогда в мире не удавалось так просто и быстро взять землю. А теперь святое дело — помочь обустроить участки. Владельцы гектаров уверены: проект мудрый, высветит все проблемы освоения земель и послужит их решению.