Темы номера
Ситуация с дорогой на улице Морозова П.Л. который день держит в напряжении всех, особенно жителей близлежащих домов и автомобилистов.
Оно и понятно: трещины, провалы, периодическое обрушение полос не позволяют использовать проезжую часть с прежней нагрузкой. Размытый под ней грунт сделал свое черное дело и с канализационным коллектором, тот стал разрушаться. Чтобы найти альтернативное решение при сложившейся ситуации, городские власти обратились к научному сообществу с просьбой изучить проблему и дать свое заключение. Сергей Кудрявцев, доктор технических наук, профессор Дальневосточного университета путей сообщения, поделился своим мнением.
Если рядом река
— Перед нами поставили задачу изучить все возможные варианты переноса коллектора. Проблема затрагивает много факторов, которые влияют на состояние дорожного полотна и на трубопровод. Рядом находится великая река, которая оказывает и на жителей, и на мегаполис большое влияние. На нашей стороне Амура проживает 5 миллионов человек, а на сопредельной — 125 миллионов. Река старается вносить в нашу жизнь определенное равновесие, правда, оно иногда в виде подземных вод негативно влияет на то, что им встречается на пути.
Канализационный коллектор строили в этом районе в 1973 году, когда о дороге не шло и речи. Здесь находились дома частного сектора, вдоль которых в прибрежной зоне и проложили сети. Уровень Амура в те годы не превышал двух метров. Но с возведением гидротехнических сооружений в Амурской области и Китае подъем реки стал ежегодно превышать допустимые отметки. К примеру, нынешний ледоход проходил при достаточно высоком уровне, и глыбы льда буквально снесли ограждение набережной в районе утеса.
В работу включились все
— Коллектор проложили на глубине двух метров, а в девяностых годах, когда началось освоение земли под жилую застройку, береговую линию в этом районе отсыпали, — продолжает Сергей Анатольевич. — И оказалось, что трубопровод ушел вглубь песчаных грунтов где-то на 7,5 м. Фактор обводнения под ним ухудшает несущую способность основания. Кроме жилья, здесь появилось достаточно крупных торговых центров, в которые товар доставляют большие фуры. Они сами по себе тяжелые, и везут немало. Это дополнительная нагрузка, которая при проектировании дороги не была учтена. Хорошо, что администрация города и ее структурные подразделения, МЧС и ГИБДД вовремя среагировали на ситуацию.
В работу по безопасности включились все. Дорогу частично перекрыли, сделали объезд вдоль ЖК «Парус», тяжелые машины не пускают на аварийный участок, его постоянно мониторят, изучают состояние грунта на ближайших глубинах и незамедлительно подсыпают щебнем образовавшиеся трещины и провалы. Кроме того, МУП «Водоканал» смонтировал из высокопрочных материалов временный трубопровод по перекачке стоков в границах улицы Радищева и переулка Бассейного.
— На заседании КЧС рассмотрели два варианта решения проблемы, — говорит Сергей Анатольевич. — Первый — на развязке улиц Радищева и Морозова П.Л. сделать шпунтирование и заменить часть трубы. Второй — построить дублер коллектора методом микротоннелирования. Нашли подрядчика в Ростове-на-Дону, который согласился это выполнить. У него есть опыт подобной работы, которая может проводиться на месте, при этом не перекрываются ни дороги, ни тротуары, и нет воздействия на окружающую застройку. Специальным щитом сделают этот микротоннель, а уже потом в нем проложат коллектор от переулка Бассейного до улицы Радищева и дальше до переулка Инского. Сейчас прорабатывается вопрос в том, чтобы новую сеть проложили по левой стороне (если ехать из центра) под тротуаром. Правая сторона не подходит, там находится АЗС. Кафедры «Мосты, тоннели и подземные сооружения» и «Гидравлика и водоснабжение» нашего университета рекомендовали, на что обратить внимание при возможном строительстве, как своевременно и безопасно откачивать стоки, какие нужны насосы и какой мощности, чтобы не произошло экологической катастрофы. Важно и ограждение, чтобы люди могли безопасно находиться и выполнять нужную для города работу на восьмиметровой глубине.
В ожидании дублера
Сегодня людей больше всего волнует, не провалится ли дорога и как долго придется использовать объезды.
— Насчет дороги переживать не нужно, провалиться ей не позволят, — заявляет Сергей Кудрявцев. — За ней следят в круглосуточном режиме, и каждая трещина тут же отрабатывается. Другое дело, автомобилистам нужно относиться более уважительно и к себе, и к соседу по полосе, не нарушать скоростной режим.
В МУП «Водоканал» высказано мнение, что на реконструкцию нового коллектора уйдет не меньше восьми месяцев. А что касается точных сроков строительства, то специалисты предприятия побывали в Ростове, ознакомились с техникой, которой предстоит прокладывать микротоннель вдоль дороги. Когда проект дублера водоотведения подготовят, можно будет говорить и о сроках. Пока нужно найти золотую середину, чтобы и дорога работала, и коллектор справлялся с нагрузкой.