Темы номера
Наш город сейчас переживает настоящий строительный бум. И хорошим подспорьем для заходящих на хабаровский рынок застройщиков является наличие в Хабаровске местного предприятия по производству кирпича. В общем, журналист «Хабаровских вестей» отправился на хабаровский завод строительной керамики, чтобы выяснить, как живется предприятию, куда уходит его продукция и посмотреть, как, собственно, делается этот востребованный и нужный стройматериал.
Разница в 50 копеек
— А все начинается с сырья, которым для нас является обыкновенная глина, — встречает генеральный директор предприятия Виталий Че. — У нас есть свой глиняный карьер, расположенный в пяти километрах от завода, мы его давно используем и будем еще использовать несколько лет. Поэтому с сырьем у нас проблем в обозримом будущем нет. Тем более что имеется и запасной карьер.
Логистика доставки основного сырья важна, конечно, для любого предприятия. Потому что транспортная составляющая — достаточно затратная часть расходов, которая может в итоге очень сильно повлиять на себестоимость конечной продукции.
— Мы выпускаем два основных вида кирпича — полнотелый и пустотелый, — продолжает Виталий Че. — Первый более прочный, стоит от 21 рубля за штуку, его можно использовать для возведения несущих стен. Пустотелый используется для внутренних и наружных стен при малоэтажном строительстве (до 3-х этажей), а также для облицовки зданий, для второго слоя кирпичной кладки или для межкомнатных перегородок. Разница в цене — 50 копеек.
Но большим спросом пользуется все-таки более дорогой полнотелый кирпич. Кстати, ежемесячно при полной загрузке производства (а работа на заводе строительной керамики ведется без остановок, круглосуточно) с конвейера предприятия сходит примерно два миллиона пятьсот тысяч единиц. Много это или мало?
— Для строительства девятиэтажного двухподъездного дома необходимо примерно один миллион четыреста тысяч кирпичей, — уточняет Виталий Олегович. — Получается, что в месяц мы выпускаем продукции, которой хватит для двух подъездов девятиэтажки. И, хочу добавить, очень качественной продукции.
Следует отметить, что один из новых микрорайонов города — «Ю-Сити» — стал настоящим украшением, благодаря кирпичу завода строительной керамики. А наши соседи из китайского Фуюаня показывают туристам из Хабаровска здание, в котором расположились сразу два местных музея — рыб и науки и техники, оно тоже построено из нашего кирпича. Китайцы в этом плане очень щепетильные люди, которые в первую очередь заинтересованы в использовании своего строительного материала и его качестве. Но, оценив качество нашей продукции, пришли к мнению, что выгоднее привезти кирпич из Хабаровска.— Это предприятие, которое выпускает качественный кирпич. Его используют на всех социальных объектах, строящихся в Хабаровском крае. Сегодня перед нами стоит задача — увеличить объем строительства квадратных метров жилья. Хабаровское предприятие принимает активное участие в решении этой задачи. За 10 лет завод выпустил 188 миллионов кирпичей. В основном, этот материал остался здесь, на Дальнем Востоке, в Хабаровске, — отметил на десятилетии предприятия мэр города Сергей Кравчук.
Надо смотреть в будущее
Однако есть одно но…
— Некоторые современные застройщики не жалуют кирпич, отдавая предпочтение более дешевым стройматериалам, — говорит генеральный директор предприятия. — А потенциальные покупатели нового жилья в первую очередь смотрят все-таки на стоимость. Но тут следует обратить внимание на несколько фактов. Кирпич долговечнее: его гарантийный срок службы — 50 лет и этому подтверждением могут служить кирпичные дома, которые были построены очень давно и до сих пор находятся в хорошем состоянии. Они есть в Хабаровске, Москве, Санкт-Петербурге, да во всех российских городах. Помимо долговечности и уверенности в завтрашнем дне, кирпич — еще хорошая звукоизоляция и тепло. Кирпич был, есть и будет всегда. Никакой другой материал его не заменит, просто сейчас рынок ведет себя таким образом, но неясно, что произойдет в ближайшем будущем.
Кстати, совсем скоро на территорию Хабаровска зайдет новый застройщик — строительная компания с запада России, которая планирует возведение именно кирпичных домов и сейчас находится в стадии переговоров с нашим производителем. Конечно же, предприятие имеет свою долю и на рынке малоэтажного строительства — это примерно 25—30 процентов от общего оборота завода строительной керамики.
— До 2022 года мы были единственным предприятием по производству кирпича на Дальнем Востоке, и нашу продукцию покупали, помимо Хабаровского края, Приморье, ЕАО, Амурская область, даже в Читу отправляли, — озвучивает еще одну проблему Виталий Че. — Но сейчас конкуренция на рынке производства строительных материалов достаточно жесткая, наши соседи имеют собственные производства, но к нам продолжают обращаться за кирпичом, когда речь идет о строительстве объектов в рамках федеральных программ или проектов, так как наш кирпич строго соответствует ГОСТу, что не сказать о конкурентах.
Всего же на заводе при полной загрузке работает более ста человек. Проблема с персоналом общая для всей России — людей не хватает. Но руководитель предприятия уверен, что система обучения, мотивации и поощрений поможет привлекать на завод новых работников. Хотя, конечно, круглосуточный график производства не всем по нраву.
А зачем кирпич выпускать круглосуточно? Ответ прост — остановка всех технологических линий занимает очень длительное время. Например, остывание печи происходит на протяжении четырех-пяти суток. Столько же уходит и на ее прогревание. Поэтому проще работать круглосуточно.
Но у завода строительной керамики все-таки есть каникулы. Обычно это зима, потому что увеличиваются трудозатраты, а кирпич в это время года менее востребован. Но это совсем не означает, что предприятие перестает функционировать, просто у него появляется возможность провести плановые ремонтные работы, в которых, конечно же, нуждаются работавшие долгое время без перерыва технологические линии.
От сушки к обжигу
Кстати, о технологиях. Побывать на заводе строительной керамики и не побывать в цехах, чтобы узнать, как же все-таки производится кирпич, не совсем правильно. Показать предприятие согласилась технолог Олеся Аксинюкова, которая знает здесь абсолютно все. Но наше общение начинается не с разговора о технологическом процессе.
— Если я себе буду что-нибудь когда-нибудь строить, то только из кирпича, — признается она. — Я не настолько богатый человек, чтобы покупать дешевые вещи. У меня уже был участок, на котором стоял газобетонный домик. Мы хотели его разобрать, но он развалился сам. Поэтому отдаю предпочтение кирпичу и вам советую.
Наверное, технологу предприятия верить можно. Ведь в ее обязанности входит контроль качества сырья, всех параметров, выпускаемой продукции, соблюдения ГОСТов и много еще чего. Она сопровождает продукцию от глины до «черепка», а весь процесс появления на свет керамического кирпича занимает ровно неделю.
— В принципе, рецепт создания кирпича похож на рецепт теста, — мы договорились с Олесей, что о технологических процессах она будет рассказывать максимально доходчиво. — Есть глина, в которую мы добавляем опилки, уголь и песок. У каждого компонента свой функционал. Например, песок служит для большей вязкости, как яйцо в тесте, и придает кирпичу пластичность, а опилки при выгорании в печи дают продукции пористость. Мы в лаборатории изучаем состав поступившей глины, потому что она может быть разной. Скажем, прошедшие ливни меняют ее влажность, что тоже имеет значение. В общем, все это мы отслеживаем, и для каждой партии составляется определенная дозировка — сколько необходимо добавить песка, угля и опилок.
Все эти компоненты подаются одновременно по разным конвейерам, и ни одна из лент не должна остановиться или изменить скорость подачи, потому что в таком случае заданные пропорции могут измениться. Над каждым конвейером установлены мощные магниты, которые должны извлекать из сыпучего сырья различные металлические изделия. Всякое попадалось, один раз даже из песочного карьера привезли мину времен мировой войны. Пришлось спецслужбы вызывать. А вот золотые украшения, к сожалению, не попадались ни разу.
— Наверное, одними из самых основных технологических процессов на нашем производстве являются сушка и обжиг, — рассказывает Олеся Аксинюкова. — Сушильные камеры разработаны для правильной циркуляции воздуха — забор воздуха, подача воздуха, забор влажности, подача влажности. Интересная деталь: сначала происходит орошение стен, потому что влажность стены и кирпича в сушильной камере должны совпадать, иначе стена высосет влагу и в продукции появятся трещины. А сама сушка по технологии происходит в течение 62 часов.
Безотходное производство
Заключительная стадия производства кирпича — это обжиг, который происходит в печи тоннельного типа. Ее протяженность — 32 телеги, на каждой из которых помещается 4,5 тысячи кирпичей. Эти приспособления по очереди в этот тоннель заезжают и проходят различные стадии обжига, включая самый жаркий, где при температуре 900 градусов кирпич и превращается в керамический, или, как называют некоторые специалисты, в «черепок». После этого телеги проходят зону остывания. У всего этого конвейера есть интервал толкания и через каждые час десять минут в конце тоннеля появляется не свет, а четыре с половиной тысячи керамических кирпичей.
— По ГОСТу его размер 250х120х65 миллиметров, — продолжает технолог предприятия. — Но надо понимать, что в процессе движения по технологической цепочке он подсыхает, усаживается, обжигается и, как следствие, меняет форму. Поэтому для того, чтобы получить длину 250 миллиметров, я изначально устанавливаю 263, и на выходе получается требуемый размер. Чтобы получить 65, необходимо задать 70.
Производство кирпича можно назвать безотходным. Потому что ту продукцию, которая не проходит ГОСТ по внешнему виду, можно использовать для внутренней отделки. А лопнувший кирпич охотно покупают для отсыпки дорожек или в качестве основы фундамента. Правда, в таком случае его продают уже не поштучно, а кубометрами.
— Вообще в нашем производстве изначально заложено три процента возможного брака, — завершает экскурсию Олеся Аксинюкова. — Но мне хочется сделать так, чтобы вся продукция была только высшего качества. Вы не представляете, насколько это интересно каждый день приходить на работу и видеть, как с конвейера сходит вроде бы одинаковый, но всегда разный кирпич!
В одном Олеся была не права — теперь я себе это очень хорошо представляю!