Как укрощался титан
logo

Темы номера

Как укрощался титан

Полина АПАРИНА, фото автора

В 2013 году хабаровский ювелир Виктор Волошенко стал одним из первых, кому покорился едва ли не самый капризный металл, и сделал из него целую коллекцию колец.

— Родился в Благовещенске, жил там с семьей до 1964 года. Отец тогда работал фотокорреспондентом в местной газете, часто выезжал в командировки, — вспоминает Виктор Викторович. — Однажды приехал в Хабаровск, получил предложение занять ту же должность в издании «Суворовский натиск» и принял решение о переезде.

С самого детства будущего ювелира тянуло к технике. Еще до поступления в школу он часто получал на день рождения заводные машинки. Когда гости садились за стол, мальчик закрывался в своей комнате и с точностью хирурга принимался разбирать новые предметы: заглядывал внутрь, изучал детали и то, как они соединяются в один слаженный механизм.

Дверь в ювелирное искусство для Виктора приоткрыл отец. Однажды он принес сыну лист цинка, который одолжил в типографии, и сказал: «Делай с ним, что хочешь». Вооружившись обычным напильником, школьник выточил небольшой значок в виде фигурного конька (тогда этот вид спорта пользовался особой популярностью). А в 10-м классе выковал браслетик из серебряного полтинника 1924 года выпуска для своей возлюбленной, которая спустя время стала его женой. После заключения брака Виктор продолжил баловать свою спутницу жизни и на каждый праздник одаривал ее оригинальными украшениями ручной работы. Изготавливал серьги, кольца из монет и серебряных ложек.

Хочу как у нее

Для беседы Виктор пригласил меня в свою мастерскую. Небольшое уютное помещение в центре города, где ненавязчиво пахнет бензином и свежим кофе. На стенах висят картины его коллег, членов Хабаровского отделения Союза художников России, которое, кстати, и предоставило ювелиру на безвозмездной основе место для работы.

— В основном занимаюсь изготовлением ювелирных изделий на заказ, ремонтом, реставрацией. Для меня это не ремесло, а творчество. Сам выдумываю, рисую и берусь за инструменты. Серийное производство мне не по душе, слишком скучно, — объясняет Виктор Викторович.

О начинающем ювелире узнавали благодаря сарафанному радио. Подруги жены Виктора, увидев на ней новенькие сережки и кольца, просили подсказать адресок мастера. Коллеги женщины тоже заглядывались и мечтали приобрести что-то похожее. Так появились первые клиенты, и пошли первые заработки.

— Однажды заказчица рассказала, что живет по соседству с камнерезом Борисом Фоминым. Сам он геолог, зарабатывал на жизнь изготовлением мозаичных картин. Увидев на женщине мои работы, попросил познакомить. Особую страсть Борис питает к агатам, — делится Виктор Викторович. — Во время моего визита он достал почти 40 наборов камней и рассказал о своей мечте организовать грандиозную выставку, посвященную этому минералу. Вот и подыскивал ювелиров, которые взялись бы сделать подходящие оправы.

К сожалению, масштабная выставка так и не состоялась. Однако некоторое время вместе с коллегами по цеху Борис Фомин создавал экспозиции в небольших арт-подвалах Хабаровска. Попутно Виктор Викторович знакомился с другими мастерами, постигал секреты ювелирного искусства. Тогда ведь никакой литературы об этом не было, а на весь город была только одна мастерская, очередь в которую люди ждали месяцами.

100 колец за неделю

— Вскоре на соседней улице появилась вывеска англо-российского предприятия, где работали ювелиры. Меня туда взяли с испытательным сроком. Выдали серебра, камней и сказали: «Делай, что хочешь». Смастерил симпатичную брошку, а потом стал брать заказы, как остальные. Однажды поручили изготовить 100 обручальных колец. Тут инженерные знания и пригодились: справился с задачей всего за неделю, — говорит ювелир. — Предприятие было маленьким, в штате всего восемь мастеров, а планировали открыть целый завод.

Так и случилось. Энтузиастам передали двухэтажное здание в районе Пятой площадки, на базе которого в 1993 году начало работу первое (да и единственное в итоге) подобное предприятие на всем Дальнем Востоке. Оно так и называлось: «Хабаровский ювелирный завод», где Виктор Волошенко получил должность начальника производства.

Завод проработал около пяти лет. Его двери закрылись после девяностых: предприятие обанкротилось. Позже в этом же здании свою деятельность развернула компания «Далькварцсамоцветы», где работали бывшие геологи (они часто переквалифицировались в мастеров металла и камня). Виктор Викторович стал начальником мастерской. Время было непростое, так что и это предприятие в скором времени обанкротилось.

Танталовы муки

— Как-то заказчица говорит: «А чего в конкурсах не участвуете? Съездили бы в Москву или Санкт-Петербург», — вспоминает Виктор Викторович. — Тогда своего компьютера не было, так что ходил в интернет-салон, где давали доступ к технике. В 2000 году нашел информацию о международном конкурсе «Ювелирный Олимп», который проходил в культурной столице. Участие было бесплатным, это и привлекло. Отправил заявку, скопил денег на билет, взял в аренду у заказчиков свои изделия и поехал. В тот год ничего не выиграл, но о поездке не пожалел. Походил, изучил экспозиции и понял, что могу не хуже.

Со следующей выставки в 2001 году Виктор Волошенко вернулся домой с наградой за два мужских золотых кольца с топазами. А в 2013-м привез первую собственную коллекцию колец из титана.

— Людей, которые работают с этим металлом, в Хабаровске единицы, потому что он очень капризный и сложный в обработке, — отмечает ювелир. — Титан нельзя просто взять и спаять, как золото. Нельзя отлить: температура плавления слишком высокая, около 3 тыс. градусов по Цельсию. Сложно точить. Несмотря на то, что твердость небольшая, этот металл очень вязкий и постоянно портит инструменты. Например, одной и той же пилкой можно распились 10 золотых единиц, а титановую всего одну.

За титан Виктор Волошенко взялся еще в 2010 году. Подходил к нему и так, и эдак: брал кусочек, пилил, бросал. А потом пригляделся и понял, что выходит деталь для кольца — мужского, брутального. Тогда и решил создать собственную коллекцию для выставки в Санкт-Петербурге. Жюри конкурса диковинные изделия из таки покорившегося рукам ювелира металла пришлись по вкусу. На стене мастерской появились еще два диплома победителя.

«Возьмите, примерьте», ― предлагает Виктор Викторович и протягивает мне кольцо: массивное, с крупным камнем, но такое легкое, что его вес на пальце почти не ощущается. А дело все в том, что титан втрое легче золота, поэтому из него можно вырезать объемные сережки, которые не оттянут мочки ушей.

По словам мастера, в одиночку титан смотрится скучно. Зато отлично гармонирует с желтым золотом, всевозможными камнями и даже деревом. В загашнике у ювелира можно найти и другие металлы: германий, кремний, циркон. И кое-что куда любопытнее.

— Знакомый коллекционер, у которого часто закупаю сырье, недавно рассказал о тантале. В Хабаровске не встречал людей, которые с ним работают. Тоже сложный металл: в домашних условиях не сплавить, не спаять. Но его цвет ни на что не похож: темный, глубокий, — говорит мастер. — Коллекционер предложил бартер: он мне кусок тантала, а я ему обручальные кольца для него и жены с крупным муассанитом. На том и порешили.

Увидеть изделия Виктора Волошенко можно в картинной галерее им. А.М. Федотова, где регулярно проходят выставки работ членов Хабаровского отделения Союза художников России.
Привет из Парижа

За годы в этом непростом, но чрезвычайно увлекательном деле Виктор Волошенко получил три ордена мемориального фонда Карла Фаберже имени Михаила Перхина. Такой наградой удостаивают российских и иностранных деятелей ювелирного искусства. Михаил Перхин воплощал идеи основателя известной династии и считался хранителем всех фамильных секретов. Так Виктор Викторович стал заслуженным ювелиром.

— С таким послужным списком вам наверняка приходилось работать над какими-нибудь необычными заказами? — интересуюсь я.

— Пожалуй, — кивает мастер. — Однажды обратилась женщина и попросила изготовить украшение на свадьбу: серебряный плоский обруч, который будет плотно обхватывать шею и закрываться на два ключа. Один она планировала оставить у себя, другой отдать жениху. К этому обручу еще крепилось небольшое кольцо. Позже узнал, что на нем держалось свадебное платье. И когда украшение расстегивалось, одежда, само собой, падала к ногам невесты.

Как оказалось, работа в ювелирном деле, как и любая другая деятельность, так или иначе, вызывает профдеформацию. Но ничего дурного в этом нет. Скорее, одна только польза.

— Раньше часто ездил в общественном транспорте и имел привычку откровенно глазеть на украшения пассажиров. Бывает, входит женщина, а у нее на пальце колечко. Сижу, разглядываю и думаю: смогу сделать такое же? — улыбается Виктор Викторович. — Сейчас такое время от времени случается в супермаркете. Стою в очереди, вижу какое-нибудь любопытное изделие и глаз отвести не могу. Меня даже одергивают, мол, хватит пялиться.

В свободное от ювелирных дел время Виктор Волошенко отдается другой своей страсти — спорту. Участвует в соревнованиях по плаванию, катается на велосипеде, лыжах и сноуборде. А совсем недавно увлекся кайтингом*. Вот что значит человек увлеченный — и металл покорить может, и горы, и стихию!

*Кайтинг — катание по воде на доске с помощью воздушного змея.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)