Как Владимир и Фритьоф к Николаю ходили
logo

Темы номера

Как Владимир и Фритьоф к Николаю ходили

Александр ГОРБУНОВ, член Союза журналистов России и Русского Географического общества, фото автора

В этом году Хабаровску исполнится 165 лет, и наша редакция решила к юбилею вспомнить по алфавиту известные и не очень события, названия и просто слова, связанные с краевой столицей. На очереди буква «Н».

В 1913 году Хабаровск неожиданно посетил уроженец Норвегии Нансен Фритьоф — знаменитый полярный исследователь, лауреат Нобелевской премии. Он совершал путешествие по Енисею на пароходе «Омуль» из Дудинки до Красноярска, затем по Восточно-Китайской железной дороге добрался до Владивостока, откуда направился в обратный путь по Уссурийской железной дороге — построенному к тому времени участку Транссиба. Остановился в Хабаровске, где посетил городское собрание, побродил по прибрежному скверу и побывал у подножия памятника графу Николаю Муравьеву-Амурскому, что в двух шагах от амурского Утеса. Стоя над обрывом, Фритьоф любовался ширью реки вместе с новым знакомым — известным русским путешественником, исследователем Уссурийского края подполковником Владимиром Арсеньевым. Между ними завязалась дружба. Путешественники вели переписку, обменивались книгами и научными трудами вплоть до смерти Нансена в 1930 году.

Н.Д. Наволочкин, 9 мая 2008 года.jpg

Наволочкин Николай Дмитриевич. В этом году 5 января исполнилось 100 лет со дня рождения этого замечательного человека — нашего земляка, писателя, почетного гражданина Хабаровска. Родился он в Николаевке Смидовичского района ЕАО, где прошли его детство и юность, проявилась тяга к поэзии. Первое стихотворение «Старая и новая школа» пятиклассника Наволочкина было опубликовано в газете «Знамя пионера». В 1941 году, вскоре после окончания средней школы, Николай Наволочкин был призван в армию радистом. Участвовал в Курской битве, освобождал Польшу, где и был ранен. Победу встретил в новосибирском госпитале.

После войны поступил на исторический факультет Хабаровского педагогического института (ХГПИ). Стал часто бывать в школах, присматриваться к жизни ребят. «И вдруг как-то неожиданно, — признался позже сам поэт, — я написал сначала одно, потом другое, а потом третье стихотворение для детей…» Книги для юных авторства Николая Наволочкина ныне широко известны — это «Андрейка- путешественник», «Ребята нашего двора», «Знакомые кота Егора», «Бор-Бос поднимает паруса», «Полудница Акуля» и другие. А первая его поэтическая книга «Дорогие мои земляки» вышла в 1953 году. Потом приняли в Союз писателей СССР, с каждой новой книгой приходило признание. Став маститым, с 1977 по 1987 год Наволочкин возглавлял литературно-художественный журнал «Дальний Восток».

Я был лично знаком с Николаем Дмитриевичем — интересным собеседником и эмоциональным рассказчиком, добрым и отзывчивым человеком. В 2012 году имя Наволочкина присвоили Хабаровской краевой детской библиотеке. А через год его не стало — Н.Д. Наволочкин умер в год своего 90-летия, 20 сентября 2013 года.

Наводнение. 1 сентября 2013 нода. Отметка 7891 см.jpg

Как раз в эти дни в Приамурье пошло на спад мощное наводнение. Август и сентябрь были под водой центральная набережная Амура, низины Хабаровска. Бескрайнюю водную гладь представляли собой острова и пойма реки напротив города. Все мы тогда пристально следили за уровнем воды, надеялись, что вот-вот она остановится, как это бывало прежде. Но Амур все прибывал, а дожди все лили. Тогда в низинах Хабаровска в зону бедствия попали почти 15 тысяч горожан. Многие хабаровчане лично участвовали в борьбе со стихией — кто по долгу службы, кто добровольным помощником. Вместе строили защитные сооружения из земляных валов и мешков с песком, помогали тем, чьи жилища были затоплены. А что значит под зиму оказаться в насквозь промокшем жилище или вовсе без крыши над головой? Ведь в октябре в наших краях уже холодно! Все силы были тогда брошены на переселение людей во временное жилье — общежития, подлежащие сдаче новые многоэтажки. И в газете «Хабаровские вести» обстановка была боевая — репортажи писали «с колес», и днем и ночью уходили на редакционное задание, натянув плащи и болотные сапоги. Равнодушных в городе тогда не было. Я хорошо помню помещение, заваленное почти до потолка мешками с зимней одеждой, постельными принадлежностями, коробками с консервами и т.д. Все это добровольно принесли сердобольные люди, откликнувшись на нужды своих земляков. И все это незамедлительно передавалось подтопленцам. С тех пор цифра 808 см останется для нас в памяти — это был пик паводка 3 сентября.

И, наконец, тоже на букву «н» — ностальгия, что имеет прямое отношение к Хабаровску. Это то, что иногда накатывает, заставляет разглядывать старые фото родного города, заходить на городские сайты, следить за новостями, листая электронную версию «Хабаровских вестей». Так вышло, что от родного города я за тридевять земель, прожив в Хабаровске почти шестьдесят лет. Но, говорят, большое видится на расстоянии — по мне, так это самая главная точка на карте.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)