Казенный баланс
logo

Темы номера

Казенный баланс

Илья АВЕРИН

Как муниципальный бюджет отреагировал на последствия кризиса из-за пандемии? Что пришлось делать городским властям, чтобы компенсировать потери и чего ждать от следующего года?

О тонкостях бюджетного планирования и нюансах работы в новых реалиях мы попросили рассказать директора финансового департамента администрации Хабаровска Сергея Голика.

— Сергей Леонидович, как на фоне пандемии был скорректирован городской бюджет?

— Очевидно, что исполнение бюджета происходило в условиях нестабильной экономической ситуации, связанной с коронавирусом и принятыми ограничительными мерами. В связи с этим многие расходы отраслей пересмотрены, некоторые мероприятия отменены.

В общей сложности бюджет корректировался целых семь раз. По предварительным итогам общий объем доходов по году составит 16 млрд 669 млн руб., расходов — 17 млрд 151 млн руб. Прогнозируемый дефицит — 482 млн руб., или 5,6 процента. По нашей оценке, налоговые и неналоговые доходы по итогам 2020-го сократятся на 215,6 млн руб. и составят 8 млрд 579 млн руб. При этом межбюджетные трансферты выросли на 1 млрд 259 млн руб. и достигли 8 млрд 89 млн руб.  

Бюджет всегда был социально ориентированным. Удалось выполнить взятые обязательства на фоне кризиса?

— Как я уже сказал, непростая ситуация заставила нас сократить, пересмотреть запланированные ассигнования на текущий год. 

Однако все социально значимые выплаты производятся в полном объеме, без задержек. 


К таковым относятся заработная плата, стипендии, оплата коммунальных услуг, налогов, переселение из ветхого жилья, организация транспортного обслуживания населения, социальная поддержка.

Куда налоги?

Доходная база бюджета снизилась. Из каких источников городу приходится компенсировать потери?

— На уровне администрации принято распоряжение «О мерах по обеспечению сбалансированности бюджета». В документе прописан перечень первоочередных расходов, одновременно приостановлены закупки, не являющиеся приоритетными.

Кроме того, в течение года использовались бюджетные кредиты федерального казначейства под 0,1 процента. Благодаря им привлечено два транша на общую сумму 1 млрд 300 млн руб. Еще 1,2 млрд руб. поступило в виде банковских кредитов. По всем долгам мы оперативно рассчитываемся. 

На данный момент муниципальный долг составляет 700 млн руб.

Какова ситуация с налоговыми поступлениями? В частности, интересует динамика по НДФЛ на фоне трудностей на рынке труда.

За 11 месяцев текущего года в бюджет города поступило 6 млрд 387 млн руб. налогов, что на 5 процентов ниже прошлогоднего уровня. Основное снижение отмечается по ЕНВД. Причины понятны — ухудшение экономической ситуации и принятые в связи с этим меры поддержки субъектов малого и среднего бизнеса.

В то же время поступления по НДФЛ увеличились к уровню 2019 года на 63 млн руб. Конечно, по сравнению с первым кварталом положительная динамика снизилась, но тем не менее мы в плюсе.

Когда речь идет о собираемых в городе налогах, важно понимать, что лишь часть их остается в муниципалитете. Сколько это в цифрах?

— Уже на протяжении ряда лет из всех собранных на территории города налоговых доходов в бюджете остается около 8 процентов. К примеру, в 2019 году из 89 млрд руб. Хабаровск получил 7,5 млрд руб., при этом в федеральный бюджет поступило 24,6 млрд руб., в краевой — 56,8 млрд руб.

Динамика за 10 месяцев 2020-го следующая: 7,5 процента муниципалитету, в федеральный бюджет — 36 процентов, в краевой — 56,5.

Эффект помощи

На какие цели администрация прежде всего перераспределяет ресурсы в условиях пандемии?

— Оптимизированные средства направляются на компенсацию выпадающих налоговых и неналоговых доходов, а также на мероприятия, которые позволяют в той или иной степени смягчить последствия кризиса.

— Что это за мероприятия?

— Например, одной из важнейших задач в условиях пандемии стала помощь малому и среднему предпринимательству. Администрация города внедрила целый комплекс мер: это и налоговая, и финансовая, и имущественная поддержка.

Так, по поручению мэра было принято решение снизить на 35 процентов коэффициент К2 по единому налогу на вмененный доход и на 50 процентов — земельный налог для предпринимателей, работающих в наиболее пострадавших отраслях. Эта мера распространяется на весь 2020 год, общая сумма поддержки оценивается в 128 млн руб.

Безусловно, все это повлекло за собой потери бюджета. Однако считаем, что такая помощь нужна и эффективна, так как позволяет сохранить оборотные средства бизнеса и направить их на выплату заработной платы сотрудникам.

Задача № 1

Каким будет бюджет на следующий год?

— Бюджет на предстоящий период принят 22 декабря. Планируется, что доходы муниципальной казны в 2021-м составят 14 млрд 720 млн руб., расходы — 15 млрд 533 млн руб., дефицит — 813 млн руб., или 9,9 процента. 

Средства пойдут на реализацию 27 муниципальных программ. В приоритете, как и прежде, социальная сфера: на нее выделено 9,5 млрд руб. (67,8 процента), из которых почти 8 млрд руб. — на образование.

— В чем особенности бюджетного планирования в нынешних условиях?

— Ситуация с формированием бюджета на 2021 год складывалась непросто. Большое влияние на доходную часть оказала отмена с 1 января единого налога на вмененный доход. Выпадающие доходы оцениваются в 600 млн руб.

Тем не менее все первоочередные бюджетные расходы запланированы в полном объеме: заработная плата, налоги, коммунальные платежи, софинансирование, в том числе по национальным проектам, капитальные вложения и т.д. К прочим расходам применен корректирующий коэффициент 0,9. 

Основная задача — сохранить устойчивость и обеспечить сбалансированность бюджета, несмотря на сложную обстановку.