Темы номера
Синие, зеленые, фиолетовые и красные точки разбегаются по гигантскому монитору. Так отражается повседневная жизнь хабаровских маршрутов.
На экране МБУ «Хабаровский межотраслевой навигационно-информационный центр» преобладает сейчас холодная гамма — это трудятся автобусы.
Нулевой — тоже показатель
Кажется, что теряются среди них красные — трамваи. Но их просто де-факто гораздо меньше. Автобусов более 500 единиц, а вагонов — около 30 на линии.
— Это еще не весь подвижной состав отражается на экране, — говорит директор МБУ «ХМНИЦ» Павел Тесельский. — Сегодня действует мораторий на обязательную передачу данных системой ГЛОНАСС. Срок сдвинули до 1 сентября. Автобусы оснащены оборудованием, но многие перевозчики считают, что раз есть возможность не передавать данные, то ей надо воспользоваться. Хотя мы на каждом собрании с транспортниками объясняем, что это нужно для удобства пассажиров. Человек может посмотреть на сайте, где находится его автобус, рассчитать время выхода на остановку, чтобы не стоять лишнее время. Информация такая есть на нашем сайте и в мобильном приложении Go2bus и передается на автоматические табло, установленные на самых популярных остановках. К сожалению, ряд маршрутов невозможно пока отследить онлайн.
— То есть если сейчас мы открываем Go2bus и видим напротив номера маршрута цифру 0, это еще не означает, что он где-то в гараже отдыхает?
— Конечно, нет. Есть проблема с несколькими маршрутами, в частности с 73-м и 19-м. Пытаемся работать с перевозчиками, многие идут на контакт, но некоторые ссылаются на мораторий. Плюс техника периодически выходит из строя — ежемесячно порядка пяти-шести приборов меняем. И поэтому так важна работа диспетчера — они координируют движение транспорта и следят за соблюдением расписания.
По утрам и вечерам
Диспетчерская «ХМНИЦ» работает в круглосуточном режиме. Иначе не получится осуществлять контроль за «открывашками» и «закрывашками». Большинство из нас еще спит, когда первые маршруты берут на борт пассажиров — на часах нет и шести утра. А водителю надо прежде отчитаться перед диспетчером, что он открывает график.
— Рабочий день начинается с того, что полностью перезапускаешь маршрут, — улыбается диспетчер Светлана. — Перевозчики предоставляют нам планирование на месяц, где указаны номера машин и время, но оно редко совпадает с реальной картиной. Составляешь новый график, отмечаешь, сколько автобусов вышло, где какие проблемы на дорогах. Тут же звонят пассажиры, которые потеряли свой маршрут, — помогаешь им отыскать, ориентируешь, когда он прибудет на остановку. Потом весь день следишь за автобусами и, если один отклоняется от расписания без объективной причины, после смены составляешь на него рапорт.
Сегодня Светлана отвечает за южное направление. Это с десяток автобусных маршрутов и два трамвайных.
— Вам какой показать?
Прошу 89-й, как раз планирую на нем добираться на следующую встречу. Ба! Какой насыщенный у него сегодня день — весь раскрашен разными цветами.
— Он неспроста такой разноцветный, — объясняет диспетчер. — В 6.05 должен отходить от автовокзала. Отправился вовремя и какой-то период соответствовал графику, поэтому этот отрезок зеленого цвета. Но смотрите, что происходит дальше: в 12-м часу автобус встал, и все. Это простой по вине водителя, и дальше он выбился из расписания — все сплошь красным цветом. Вечером на 89-й точно рапорт будет. А далее документы пойдут в Госавтодорнадзор, что грозит внеочередной проверкой.
На дороге всякое случается, и маршрут может отстать от графика по причине объективной: поломка, авария, которую невозможно объехать, гигантские пробки, даже погодные условия. Водитель обязан сообщить о возникшей проблеме диспетчеру, и тогда потерянные рейсы будут учтены без санкций.
Поздним вечером диспетчеры один за другим закрывают маршруты и составляют отчеты о пройденном дне.
Доброе слово и Кузе приятно
Пассажиры благодарят диспетчеров за помощь редко. Чаще их номер телефона используют в качестве психологической разгрузки. Представьте, стоит человек, мерзнет, нужный ему автобус вдруг пролетает мимо, и тут ему на глаза попадается телефон круглосуточной диспетчерской…
— Вечером шквал звонков, когда люди приходят на остановки и не видят свои маршруты ни на сайте, ни в жизни, — сетуют диспетчеры. — Понятно, они устали, и им хочется домой, поэтому все негативные эмоции они вымещают на нас. Объясняем, что мы можем выслушать, записать и передать дальше, чтобы разобрались, а в ответ слышим ругань. Правда, иногда перезванивают и извиняются, что оскорбили. Но это единичные случаи.
Выручает от негатива старожил диспетчерской — кот Кузя. Он всегда сохраняет спокойствие и невозмутим, даже когда рядом начинают кипеть страсти, — потерялся автобус! Черно-белый кот вытягивается на фоне разноцветного экрана и наблюдает, как диспетчеры день за днем рулят работой общественного транспорта…