Темы номера
В марте исполнилось 135 лет со дня рождения Александра Вертинского — выдающегося артиста, композитора и поэта, звезды Восточной ветви русской эмиграции и кумира эстрады первой половины XX века. Но разве певец как-то связан с Хабаровском? Да, такая связь есть.
Больше того, энтузиасты не раз предлагали установить у нас мемориальную табличку, посвященную Вертинскому, ― конечно, не без повода. Где и почему? Рассказываем.
Успех на сто рублей
Первое, что связывает главного русского Пьеро с городом на Амуре, ― это женское имя. Тоже выдающееся, в свое время даже больше, чем его собственное. Речь об основательнице первого в Хабаровске стационарного профессионального театра Марии Нининой-Петипа.
Известная актриса и антрепренерша, она стала единственным в истории русского театрального дела человеком, который одновременно управлял театрами на разных концах страны ― на Дальнем Востоке и в Москве. Вместе с «Эльдорадо» на нашей Поповской улице (сейчас это Калинина) Нинина-Петипа в 1914–1917-м держала театр миниатюр в столичных Петровских линиях. Именно там зажглась звезда Александра Вертинского.
Его первые выступления состоялись в Мамоновском театре Арцыбушевой, но предприимчивая дальневосточница переманила его к себе. Не прогадали оба: к молодому исполнителю пришла широчайшая известность.
«Однажды, проснувшись утром, я выяснил, что я уже несомненная знаменитость, — писал он. — Билеты в Петровском театре на мои выступления были раскуплены на всю неделю вперед, получал я уже сто рублей в месяц».
Именно Мария Нинина-Петипа в 1917―1919-м организовала сольные гастроли Вертинского на юге России, куда они уехали после Октябрьской революции. В книге «Дорогой длинною» артист писал: «В одно лето мы с нашим театриком, который держала добрейшая Марья Николаевна Нинина-Петипа — бывшая актриса из славной театральной династии Петипа, отправились на гастроли в Тифлис…»
Они отправились и в Киев, но там их дороги разошлись. Скорее всего, Мария Николаевна покинула Россию с первой волной театральных эмигрантов. Дальше ее следы теряются.
Пустите домой…
А вот что было с Александром Николаевичем, известно. Почти 20 лет он провел в эмиграции: сначала Европа, затем Америка, потом, уже во второй половине 1930-х, Китай. Именно тогда он начинает писать властям СССР с просьбой пустить его домой, женится второй раз и узнает, что такое нужда. По воспоминаниям его жены Лидии, после вторжения в Китай японских войск сложно было достать даже аспирин, а перед каждым выступлением Вертинский выкупал фрак из ломбарда, чтобы сдать его снова до следующего раза.
Вернуться на родину удалось в 1943-м, в разгар Великой Отечественной войны. Он гастролировал на фронте, выступал по всей стране не только в театрах и концертных залах, но и на заводах, в шахтах, госпиталях и детских домах. Иногда давал по 24 концерта в месяц. При этом выступления в Москве и Ленинграде случались редко, на радио его не приглашали, в прессе игнорировали или ругали, а о пластинках речь вообще не шла. Однако нужно было кормить семью.
Так в графике Александра Николаевича оказался и Дальний Восток. В начале ноября 1950 года знаменитый артист приехал в Хабаровск.
Сначала дело, потом артист
Только личное дело певца оказалось на Дальнем Востоке гораздо раньше — оно было среди тех 56 тысяч документов о харбинских эмигрантах, которые в 1945-м вывезла из Маньчжурии архивистка Вера Чернышева.
— Оно и сейчас хранится у нас в фондах, — рассказала завсектором госархива Хабаровского края Лариса Салеева. — Папка совсем небольшая: всего несколько доносов и пасквиль…
Полустертая надпись «Секретно» на обложке. Анонимный осведомитель пишет: «Около месяца назад на харбинском горизонте появился певец Вертинский. Вся местная пресса отметила его приезд и первые выступления как исключительно выдающееся явление…» Датировано 1935 годом.
Рядом обличительный стих П. Тимофеева (очень плохой):
«Что Вы плачете здесь, Александр Вертинский,
Вы в Харбин прикатили деньжонки сшибать...
Иль в мозгу своем Вы давно уж решили
Свою грусть и печаль на востоке продать...»
Еще есть короткое сообщение от 1937 года, что «известный артист Вертинский открыл в Шанхае кабаре», и объявление о свадьбе «известного артиста Вертинского» с Лидией Циргвава, «девицей» (это уже 1942-й).
В том же году КГБ оптимистично сообщили, что «проживающий в Шанхае эмигрантский поэт Александр Вертинский собирается в ближайшее время направиться в СССР. Это большое приобретение для страны, так как Вертинский очень популярен в массах». В 1943-м дело было закончено.
Так что сведений о хабаровских концертах в нем уже нет.
Зато сохранились воспоминания. Свои впечатления от выступления большого артиста в тогдашнем театре музыкальной комедии (теперь это краевая филармония) записал местный художник-любитель Георгий Бочаров. О них — уже во второй части.
Продолжение следует.