Хабаровское ноу-хау
logo

Темы номера

Хабаровское ноу-хау

Нина ЖИГУНОВА, фото автора

Разработав собственную методику формирования речевых навыков у детей младшего дошкольного возраста, детский сад № 192 решил поделиться ею с коллегами.

С 2018 года на базе учреждения действует муниципальная стажировочная площадка, и 32 логопункта в Хабаровске и пригороде уже работают по инновационной пропедевтической системе. И результаты не могут не радовать — за два года занятий количество детей, имеющих тяжелые проблемы с речью, уменьшается в три-четыре раза.

Помочь всем

Автор методики, учитель-логопед детского сада № 192 Ольга Бимеева, которая уже 13 лет работает по пропедевтической системе, отмечает, что к нововведению ее подтолкнуло ухудшение ситуации.

— Сегодня бывает, что из 30 детей младшей группы 15 человек имеют речь с возрастными недостатками (требуется мама-переводчик), а 15 практически неговорящие, — объясняет Ольга Алексеевна. — Если надеяться, что все само пройдет, то к пяти годам мы получим стойкие речевые нарушения, с которыми очень тяжело работать, требуется специализированная логопедическая помощь. Я же решила заниматься с детьми с трехлетнего возраста, используя предварительное обучение (пропедевтику). Инновация метода в том, что занятия логопед проводит со всеми воспитанниками группы одновременно, причем в рамках логопункта и в пределах своего рабочего времени. И если при традиционном подходе один специалист охватывает 25 детей, то благодаря пропедевтическому способу охват достигает 150 дошколят.   

Ольга Бимеева не только разработала собственную методику и методические пособия, которые уже изданы, но и доказала уникальность пропедевтики и ее значимость. В итоге сегодня детский сад № 192, имея статус федеральной инновационной площадки, является в том числе муниципальной стажировочной площадкой, которая необходима для обучения учителей-логопедов из других дошкольных учреждений работе по новой программе. Первых стажеров здесь набрали в 2018 году. За пять лет они приобрели большой опыт работы с малышами. Также на стажировках обучились наставничеству и в конце мая 2023-го получили сертификаты, которые дают право не только заниматься с детьми, но и выступать в качестве наставников для коллег.

— Система обучения тоже необычная: внедрение в практику идет параллельно с обучением, и обязательно с методическим сопровождением, — добавляет Ольга Алексеевна. — Сегодня у нас занимается уже третий поток стажеров. К изучению методики они приступили в 2022 году, а с сентября этого года начнут проводить занятия в своих ДОУ. При этом каждый из них получил наставника из числа стажеров первого потока, который станет его сопровождать.

Все по закону

Но прежде чем внедрять в дошкольных учреждениях пропедевтическую систему, которая успешно прошла федеральную экспертизу и апробирована в статусе федеральной инновационной площадки, новаторам ДОУ № 192 пришлось провести большую нормотворческую работу.

— Требовалось на уровне нормотворческой базы закрепить право учителя-логопеда логопункта проводить пропедевтические занятия в общеобразовательных группах со всеми детьми, — замечает заведующий ДОУ № 192 Марина Бобина. — Благодаря тому, что мы успешно прошли федеральную экспертизу с оценкой высокого уровня значимости, у нас появилась возможность инициировать поправки в нормативные документы федерального уровня. Мы предложили внести соответствующие изменения в российское законодательство, чтобы пропедевтическая деятельность учителя-логопеда логопункта была легитимной и находилась в правовом поле. У нас все получилось, и сегодня логопед на законных основаниях согласно расписанию приходит в младшие группы и проводит фронтальные занятия сразу со всеми детьми. Причем они одинаково эффективны для детей с разным уровнем речевого развития. Так, например, неговорящий ребенок через полтора года может выйти на возрастную норму, и даже со звуком «р».

Давай поговорим

IMG_9310.JPG

Довольны первыми результатами и стажеры. Как отметила учитель-логопед детского сада № 191 Алина Малеева, ее подкупила возможность работать с малышами.

— Я вижу, что дети, которые прошли через пропедевтику, участвуют в творческих мероприятиях и при этом чувствуют себя уверенно. Позитивные перемены отмечают и мои коллеги: музыкальный работник и инструктор по физической культуре, — уточнила она.  

— Запрос на логопедическую помощь в детском саду очень большой, детей с речевыми нарушениями много, хочется помочь всем, а в логопункт можно зачислить лишь 25 дошколят на основании заключения ПМПК, — добавляет ее коллега из детского сада № 40 Ольга Дементьева.

— У меня раньше очередь в логопункт была, а теперь дети, которые шли по пропедевтической системе, достигли пятилетнего возраста и помощь логопеда практически никому не нужна! — говорит Нина Шубочкина из ДОУ № 190.

— Эффективность методики доказана, и очень хорошо, что можно пройти обучение и работать. Спасибо Ольге Алексеевне, — замечает Юлия Бородина, логопед ДОУ № 199.

Инновационным пропедевтический способ назван неслучайно — в России подобного еще нет, это наше, хабаровское ноу-хау, которое пока распространяется на город и Хабаровский район, но вполне возможно, что скоро на стажировочную площадку в ДОУ № 192 будут приезжать учителя-логопеды из других городов и регионов.

При этом все логопеды уверены, что основная причина проблем с речью у детей — педагогическая запущенность.

— Языковая способность не развивается вне общения, — объясняют они. — Поэтому с самого рождения с ребенком надо разговаривать. Только интенсивное речевое общение взрослого и ребенка позволит малышу развиваться соответственно возрасту.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)