Художник против люстры
logo

Темы номера

Художник против люстры

Дарья УЛАНОВА

У Матвея МТБ есть весьма специфическое достижение: он автор самого большого граффити-шрифта на Дальнем Востоке (длина надписи 14 метров!). А еще профессиональный дизайнер интерьера — редкая специальность для молодого хабаровского парня.

— Я решил, что теперь уличный художник, в 2010 году, когда впервые взял в руки баллончик, — рассказывает он. — Мне было двенадцать. А дизайнером стал себя считать, когда поступил в вуз, в 2017-м. Это не было прицельным выбором, просто мне показалось, что такая профессия больше приближена к искусству. И поначалу мне очень нравилось, особенно делать проекты. Для меня каждый из них был как холст. Потом в моей жизни появились технологии компьютерной 3D-визуализации, и меня быстро затянуло. Я начал создавать интерьеры и получил возможность работать уже со второго курса.

Уют без перерывов

Сейчас ему двадцать два, и за последний месяц у него не выдалось ни одного выходного.

— Тружусь параллельно в дизайн-студии и на фрилансе, и свободного времени в итоге не остается совсем. Причем мои клиенты — это люди, которые хотят обустроить собственное жилье. Бывают, конечно, производства, магазины и салоны, но их немного. В основном просто горожане, у которых есть свободные средства и интерес.

Своей востребованности Матвей и сам, в общем-то, удивляется: во время пандемии заказов только прибавилось.

— Наверное, люди стали больше времени проводить дома, их темп жизни поменялся, они задумались над тем, в какой обстановке находятся, — говорит художник и дизайнер. — А обратиться в студию сегодня — это недорого.

Но есть ли здесь искусство?

— Еще как, — утверждает Матвей. — Что касается самого дизайна, то это оно от и до: сочетания, материалы, композиция. К примеру, сейчас я рисую нечасто, но замечаю прогресс: стал лучше чувствовать пропорции. Все взаимосвязано.

Недворцовый переворот

Стиль, в котором он работает, очень близок к минимализму: прямые линии и углы, нейтральные цвета (серый, белый, черный, коричневый), сдержанный декор. Его художественные опыты кажутся гораздо более экспрессивными.

— Тут я бы поспорил, — возражает хабаровчанин. — Мой последний холст — сочетание серого и черного плюс розовое акцентное пятно. По-моему, очень минималистичное решение. Просто тут не все выверено, есть, скажем так, уместная грязь.

Хотя само слово «минимализм» Матвей, откровенно говоря, не очень любит.

— Оно стало попсовым, очень общим и может включать в себя что угодно. Сейчас, к примеру, многие просят минималистичный интерьер, но в голове у них при этом какие-то дворцовые истории с люстрами. Просто название модное.

На дворцовые истории, кстати, он не соглашается. Утверждает, что не работает с клиентом, если видение мира не совпадает. Иначе вскоре можно прогнуться под обстоятельства и не заметить, как самому начнут нравиться люстры.

Этой бескомпромиссности его научил как раз стрит-арт.

— Еще он дал мне смелость — весьма ценную вещь. Люди изначально склонны потакать другим и очень зависимы от критики. А когда ты уличный художник, то просто берешь и делаешь то, что почти стопроцентно все будут порицать. Ты, как говорится, в ритме танца, тебе некуда деваться. Так что я умею гнуть свою линию, хоть и открыт к диалогу. А в творчестве сам решаю, что круто, а что нет.

Право на ромашки

Его Матвей, к слову, никогда не забрасывал. И к граффити на гараже относился весьма серьезно.

— Я уже через пару лет после начала сосредоточился на сложных шрифтах и фонах, на выработке композиции, — объясняет художник. — Хотя, конечно, и сейчас могу взять маркер и проставить по городу теги, хапнуть, так сказать, адреналинчика. Но понимаю, что это больше про принадлежность к субкультуре: никто не понимает ваши закорючки, а ты читаешь их все. Только искусства тут нет.

На одной из творческих встреч он признался, что пожертвовал бы граффити-культурой ради возможности делать фрески на городских стенах.

— Так ты можешь не просто высказаться, но и на что-то повлиять, достучаться до умов людей. Граффити-тусовка — в общем-то, достаточно закрытое сообщество. Это гораздо более значимо и масштабно.

Любимых стрит-артистов Матвей сравнивает с Майклом Джорданом в баскетболе: всегда удивляют и превосходят себя. А вот местные соратники его сейчас разочаровывают.

— Недавно увидел танкистов на улице Ленина — стало грустно. То, что могло бы быть сильным высказыванием о памяти и пережитом, оказалось очередной агиткой. Нельзя делать вид, что война, крах мира — это хорошо и круто. Тут для меня уже вопрос добра и зла. И нет, это не граффити или стрит-арт. Это паблик-арт. В первом случае художник — творец и мыслитель, а во втором — всего лишь инструмент, выполняющий задание. Когда тебе говорят: «Нарисуй подсолнухи, вот фото, и не смей рисовать ромашки», — ничего настоящего не выйдет.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)