Кисти тоже летают
logo

Темы номера

Кисти тоже летают

Дарья УЛАНОВА, фото автора

Свою персональную выставку «Порыв в небо» хабаровская художница Анастасия Реутова посвятила первой российской женщине-летчице Лидии Зверевой.

Триптих, на котором запечатлена дипломированная авиатрисса (в начале ХХ века их называли именно так), висит в глубине зала слева: он полон голубого цвета, ярких и светлых красок. На полотне посредине — женщина с открытым небесным взглядом и ветром в прическе. В руке у нее рычаг летательного аппарата, а за спиной — парящий аэроплан.

— Наверное, буду переделывать, — Анастасия задумчиво смотрит на портрет глазами почти такими же, как у ее героини. — Мне кажется, она тут похожа на лыжницу…

Это вполне закономерные сомнения перед свежей работой: картину она заканчивала уже в выставочном пространстве, практически перед зрителями, параллельно рассказывая им удивительную биографию Зверевой.

— Вообще, идею написать ее и посвятить ей выставку подал отец, — говорит художница. — Он очень часто помогает мне двигаться вперед в творческом плане. А откуда он узнал ее историю, я даже не представляю. Наверное, где-то прочитал или услышал. Но она действительно невероятная.

Небо. Самолет. Девушка

Лидия Зверева прожила всего 26 лет. Дочь прославленного русского генерала Виссариона Лебедева, она окончила институт благородных девиц, в 17 лет вышла замуж, а к 19 уже овдовела. После этого в 1911 году поступила в только что открывшуюся авиационную школу «Гамаюн» Первого российского товарищества воздухоплавания, чтобы, по ее собственным словам, «полностью посвятить себя авиации».

«Думаю начать, как и большинство моих коллег, с показательных полетов, затем займусь инструкторской работой и, наконец, буду обязательно строить и испытывать аэропланы», — писала Лидия в дневниках.

И, кстати, сдержала все эти обещания. Зверева первой из женщин выполнила мертвую петлю Нестерова, штопор Арцеулова и пикирование с выключенным мотором. В 1913-м вместе со вторым мужем, пилотом-инструктором Владимиром Слюсаренко, открыла летную школу и авиационную мастерскую. Тогда же начала работу как конструктор и испытатель новых самолетов, в том числе скоростных истребителей.

С началом Первой мировой войны мастерские Слюсаренко и Зверевой переехали в Петроград. До мая 1916-го они выпустили для фронта около 80 боевых самолетов, а затем Лидия скоропостижно скончалась от брюшного тифа.

— Муж подозревал, что это было отравление, — добавляет Анастасия Реутова. — Он пытался доказать, что его талантливую жену убрали агенты германской разведки.

Муза на кассе

Нескольких неясных черно-белых снимков летчицы, которые дошли до наших дней, для работы над портретом не хватило. Поэтому было решено искать натурщицу. Ее Анастасия случайно обнаружила в супермаркете — у кассирши Аллы были и подходящие черты лица, и открытая искренняя улыбка. Правда, уговаривать девушку пришлось долго — она согласилась позировать только через месяц.

— Это было два года назад, — вспоминает художница. — Тогда я сделала первые наброски. Теперь замысел наконец воплотился в жизнь.

Триптих «Порыв в небо» — естественно, далеко не вся экспозиция. Здесь еще немало работ — в основном, как вы можете догадаться, женских портретов.

— С женщинами мне работать легче, мужчин я как-то стесняюсь, — признается Анастасия. — А героини часто сами меня находят. Я люблю писать романтичных, артистичных, даже с некоторым «прибабахом», если можно так выразиться…

Она смеется. И ни слова о такой банальности, как внешность:

— Ну что вы, они абсолютно разные. Главное, что их объединяет, — все внутренне красивые.

Мужчины, кстати, на полотнах тоже есть. И тоже с историями, которые художница рассказывает с неменьшей охотой. Так что если застанете ее в зале, не стесняйтесь спрашивать.

Выставка «Порыв в небо» продлится в «Арт-подвальчике» (ул. Муравьева-Амурского, 17) до 17 ноября. Вход свободный.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)