Ключ к регулированию
logo

Темы номера

Ключ к регулированию

Беседовал Илья АВЕРИН

В середине июня Банк России принял решение повысить ключевую ставку на 0,5 процентного пункта — до 5,5 процента годовых. Как это влияет на инфляцию и каков ее прогноз на ближайший год?

Центробанк спикер.jpg

О тонкостях денежно-кредитной политики мы поговорили с управляющим Отделением Банка России по Хабаровскому краю Владимиром Ковалевым.

Оптимальный уровень

— Владимир Германович, каков на текущий момент уровень инфляции в стране вообще и в Хабаровском крае в частности?

— Для начала давайте определимся с терминами. Что такое инфляция? Это устойчивое повышение общего уровня цен на товары и услуги. В зависимости от темпов она бывает низкой — с ростом цен до 6 процентов в год, умеренной — 10 процентов, высокой — до 100 процентов. Свыше 100 процентов в год — это уже гиперинфляция.

В мае годовой темп прироста цен в целом по стране повысился до 6 процентов, в Хабаровском крае — до 5 процентов. Важно отметить, что мы входим в десятку регионов с наименьшим уровнем инфляции.

— Насколько это оптимальные показатели, учитывая текущие экономические реалии?

— Для России оптимальной является инфляция вблизи 4 процентов в год. И Банк России неслучайно установил для себя такую цель. При таком уровне экономика лучше всего развивается, а покупательная способность денег поддерживается на определенном, прогнозируемом уровне.

Но здесь важно понимать, что темп прироста цен должен быть стабильно низким. Когда цены растут медленно, а главное, предсказуемо, компании могут строить свои планы на несколько лет вперед и делать долгосрочные инвестиции в развитие производства. А люди — откладывать деньги на будущее и не бояться, что они обесценятся.

Обратный эффект

Почему говорят, что дефляция хуже инфляции? Ведь цены в таком случае идут вниз.

— Да, все верно, под дефляцией понимают снижение общего уровня цен на товары и услуги. Такая ситуация на первый взгляд кажется потребителям весьма выгодной. Ведь появляется возможность купить больше продуктов или воспользоваться большим количеством услуг за ту же сумму денег. Но на самом деле снижение цен не всегда хорошо.

— Объясните, чем именно?

— Представьте: вы ожидаете, что товар, который хотите купить, в ближайшие дни подешевеет. Что вы сделаете в таком случае? Скорее всего, как и большинство потребителей, отложите покупку и будете ждать еще большего снижения цены.

То есть спрос населения на товары и услуги сокращается, у бизнеса снижается выручка. В такой ситуации производителям необходимо оптимизировать расходы, но это процесс небыстрый — предприятия несут убытки, растет число банкротств, вследствие чего увеличивается безработица, у населения снижаются доходы.

А при отсутствии поступлений денежных средств население начинает экономить еще больше, в итоге круг замыкается. Экономика попадет в так называемую дефляционную спираль — спрос падает, производство замедляется, спрос становится еще ниже, производство проседает еще больше и т.д. В итоге развитие экономики останавливается. Именно поэтому для экономического роста и благополучия людей необходима стабильно низкая инфляция, а не дефляция.

— Как Банк России сдерживает рост цен?

— Основной инструмент — это ключевая ставка. Для сдерживания роста цен Банк России ее повышает, вслед за этим растут ставки по кредитам и депозитам. Люди менее охотно берут кредиты, снижаются затраты на покупки и инвестиции. При этом ставки по вкладам становятся более привлекательными для сбережений. Люди начинают меньше тратить и больше копить. Цены подстраиваются под меньший спрос, и, как следствие, инфляция замедляется. Поэтому сейчас, когда инфляция выше цели, Банк России увеличивает ключевую ставку, чтобы замедлить рост цен. С 15 июня она составляет 5,5 процента годовых.

— Почему у нас цены растут быстрее, чем в развитых экономиках?

— В развитых странах медленный рост цен является результатом многолетнего опыта сохранения ценовой стабильности, укрепления доверия к власти и низких инфляционных ожиданий населения и бизнеса. Люди не меняют потребление при кратковременных всплесках цен, и они быстро гаснут. В таких странах цель по инфляции обычно устанавливается на уровне от 1 до 3 процентов.

В России постоянное поддержание инфляции вблизи этих значений мерами денежно-кредитной политики сильно затруднено из-за ряда причин: недостаточно развитой конкурентной среды, инфраструктуры и промышленности, технологического отставания, серьезной зависимости от мирового рынка в производстве и потреблении, высокой доли продуктов, цены на которые наиболее изменчивы.

Кроме того, для России характерна так называемая инертность инфляционных ожиданий — укоренившаяся за многие годы привычка населения и бизнеса вести деятельность в условиях высокой инфляции. Это приводит к тому, что цены в нашей стране растут быстрее.

Неочевидные последствия

— Существует точка зрения, что снижение ключевой ставки не разгонит инфляцию, а даст производителям доступ к дешевым деньгам. Благодаря этому предприятия увеличат производственные мощности, а значит, экономика будет развиваться быстрее. Насколько справедливо такое мнение?

— Обычно кажется, что за низкими процентными ставками обязательно последует рост уровня жизни в стране, расширение производства товаров и услуг, экономический расцвет. Но это не так.

Конечно, хорошо, когда существует возможность брать недорогие кредиты с их помощью люди могут совершать больше покупок, а производители наращивать инвестиции в собственное производство. Однако опыт разных стран показывает, что, когда деньги слишком дешевые, происходит рост инфляции, а не выпуска продукции. Дело в том, что в данном случае спрос растет очень быстро, тогда как на расширение мощностей требуется время.

Например, нельзя в одночасье увеличить производство молока — сначала корова должна вырасти. Или построить и запустить фабрику — для этого тоже требуется достаточно много времени. Поэтому приток денег ведет к росту цен. В результате ущерб для экономики и для каждого отдельного человека будет намного больше, чем выгода от сиюминутного дешевого кредита.

— Почему на Западе выдают кредиты под 1—2 процента годовых, а у нас под 15—20 процентов? Откуда такой большой разрыв?

— У кредита, как и любого другого товара, есть своя себестоимость и маржа. В расчет берутся стоимость привлеченных ресурсов, плата за риск невозврата, затраты на обслуживание и другие расходы, инфляционные ожидания. Поэтому чем ниже инфляция и ключевая ставка центрального банка, тем ниже стоимость ресурсов на рынке. Чем меньше невозвратных кредитов, тем меньше отчисления в резервные фонды на покрытие издержек.

Благодаря реализации Банком России мягкой денежно-кредитной политики средние процентные ставки по кредитам сегодня находятся вблизи исторических минимумов. Так, например, ставки по кредитам бизнесу и ипотеке составляют порядка 7 процентов годовых. О доступности заемных средств свидетельствуют и темпы кредитования экономики: мы наблюдаем положительную динамику как в розничном, так и в корпоративном сегментах.

— Какой прогноз по инфляции дает Банк России на 2021 год?

— Мы ожидаем, что к концу года инфляция окажется ниже текущих значений. Уточненный диапазон будет опубликован по итогам опорного заседания совета директоров Банка России по ключевой ставке 23 июля 2021 года.

В условиях проводимой денежно-кредитной политики годовая инфляция вернется к цели Банка России — вблизи 4 процентов во втором полугодии 2022 года и будет находиться на этом уровне в дальнейшем.

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)