Когда трамваи возили в Сталинский
logo

Темы номера

Когда трамваи возили в Сталинский

Мария РООТ, начальник отдела комплектования и обеспечения сохранности документов МКУ «Центр хранения документов»

Работа сотрудников архива позволяет заглянуть в прошлое Хабаровска. Например, в шестидесятые годы.

Если труд, то коммунистический

В то время территория города, раскинувшегося на 35 километров вдоль Амура и Уссури, составляла свыше 330 квадратных километров. В Хабаровске работали более сотни фабрик и заводов, около 40 строительных организаций, в промышленности было занято около 50 тысяч человек. Продукция заводов «Дальдизель», «Энергомаш» и других отправлялась в разные регионы СССР, а также на экспорт — в Китай, Индию, Румынию, Болгарию, Венгрию, Ирак, Финляндию и другие страны мира.

В шестидесятые новой эффективной формой труда стало социалистическое соревнование. В Хабаровске первые бригады коммунистического труда возникли на масложиркомбинате. В архивных документах 1962 года указано: «Коллектив масложиркомбината на основе коммунистического соревнования досрочно выполнил государственный план I квартала 1962 года: по валовой продукции на 110,3%, по товарной продукции на 110,8%, по производительности труда на 110,7%».

В 1960 году были отменены паровозные гудки, которыми поезда сигнализировали о приближении к станциям. Первые тепловозы появились в Хабаровске в 1966-м — сначала на линии Хабаровск — Бикин, в последующие годы они ходили до Архары, на участке Волочаевка — Комсомольск-на-Амуре, от Бикина до Уссурийска. В июне 1965 года стал совершать регулярные рейсы хорошо знакомый хабаровчанам фирменный скорый поезд «Россия».

На Амуре еще можно было увидеть пароход с дымящей трубой, но флот постепенно переходил на дизельную тягу. По реке ходили построенные в те годы красавцы-суда: «Василий Поярков» и «Г.И. Невельской» (1960), «Миклухо-Маклай» (1961), «Георгий Седов» (1963). Пригородные маршруты обслуживали речные трамваи типа ОМ-2.

Основными видами городского транспорта в Хабаровске были трамвай и автобус. 47 трамвайных вагонов ходили от вокзала в двух направлениях: маршруты № 1 и 2 в Сталинский район (Индустриальный), маршрут № 5 в Краснофлотский. В 1961 году началось строительство нового депо на 100 вагонов в Краснофлотском районе. Около 100 автобусов работало на 14 городских и 11 пригородных маршрутах.

МКУ «Центр хранения документов» хранит документы по личному составу многих крупных ликвидированных предприятий города Хабаровска, на которых трудились тысячи людей в шестидесятые годы. Многие из них воевали на фронтах Великой Отечественной войны. В послевоенные годы им нужно было осваивать новые технологии, начинать с чистого листа. Их профессионализм, энтузиазм, вера в будущее помогли сделать Хабаровск лучше и красивее.
Пишем книги и картины

Яркое и позитивное мироощущение, характерное для людей того времени, сказалось и на культурной жизни Хабаровска. Этому поспособствовала так называемая хрущевская оттепель, которая ослабила идеологический пресс, и это нашло отражение в произведениях искусства того времени.

Историческую тему в 1960-е затрагивали многие хабаровские писатели. Николай Задорнов романом «Война за океан» закончил цикл об освоении русскими людьми Дальнего Востока. Из произведений о людях рабочих и творческих профессий нужно отметить повесть Рустама Агишева «Луна в ущельях» о геологах (1967), повести Павла Халова «Всем, кто меня слышит» и «Пеленг-307» о взаимоотношениях молодежного коллектива рыболовного траулера и его же роман «Последний циклон» о жизни дальневосточного города.

В те годы большой интерес у хабаровчан вызывало изобразительное искусство. Основной мотив творчества Николая Федоровича Чайкина — виды Амура, Уссури и окрестностей города. Он был первым художником городского пейзажа Хабаровска. Его картины динамично передают всю красоту города, пасмурное и солнечное настроение.

Популярными и посещаемыми учреждениями культуры были хабаровские библиотеки. Краевая научная библиотека являлась одним из крупнейших культурно-просветительных учреждений на востоке страны, здесь хранились полтора миллиона томов литературы. Развивалась сеть массовых и детских библиотек. К концу 60-х годов их в городе работало двадцать.

1960-е годы неразрывно связаны со спортом, физкультурно-массовым движением, отмечены большими спортивными событиями и достижениями. Сама атмосфера десятилетия, которое началось с полета первого космонавта Юрия Гагарина, созвучна спортивному призыву «Выше, быстрее, сильнее!». И Хабаровск не остался в стороне от этого потока, предоставляя много возможностей для занятий спортом как на любительском, так и на профессиональном уровне.

Подводя итоги, мы, современники, можем с уверенностью сказать, что несмотря на многие житейские трудности — жилищные и транспортные проблемы, бытовую неустроенность, люди в 1960-е годы были настроены позитивно. В мировоззрении общества существовало понимание, что страна в эти годы сделала действительно большой шаг вперед, и это внушало людям оптимизм, надежду на то, что будущее обязательно будет безоблачным и светлым!

Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)