Когда жизнь становится примером
logo

Темы номера

Когда жизнь становится примером

Елена ЧЕРНИКОВА, фото автора и из личного архива С. Демина

Есть в Хабаровске общественная организация, которая помогает бывшим воинам-интернационалистам, матерям погибших в горячих точках. Имя ей — «Боевое братство».

В ее руководстве немало достойных и уважаемых людей, получивших военную закалку далеко от родного дома, повидавших смерть и горе, хоронивших друзей и близких. Трудности не сломили их, не сделали равнодушными, а скорее наоборот — научили отдавать себя без остатка другим людям, помогать и еще раз помогать. Среди них председатель совета «Боевого братства» Сергей Демин и его заместитель Анатолий Гончаров.

Гитара расскажет о многом

DSC07678.JPG

Когда воспоминания переполняют душу и сердце, Сергей Демин берет в руки семиструнную. Ей он доверяет самое сокровенное.

— Слова сами ложатся на музыку, — говорит Сергей Васильевич. — В них верность присяге, горечь по погибшим сослуживцам, радость возвращения домой, память о пережитом и надеждах на будущее.

Это он сейчас директор муниципального предприятия «Горсвет», но всегда хотел связать свою жизнь с армией, поэтому и поступил в Воронежское высшее военное авиационное училище. После окончания получил назначение в Амурскую область в отдельный вертолетный полк. А когда правительство Афганистана попросило помощи у Советского Союза, на его базе и началось формирование экипажей, готовых по первому приказу вылететь туда.

— В мою задачу входила подготовка экипажей к полетам в сложных условиях горной страны, — вспоминает Сергей Васильевич. — Нужно было научить молодых пилотов управлять винтокрылой машиной при низкой облачности, при перепадах высот, в дождливую погоду. Мы это называли «под шторкой» — когда видимости нет никакой и надежда только на приборы. Также отрабатывали всевозможные нештатные ситуации, чтобы выжить в них. Я сам мастер спорта по боксу, поэтому обучал еще и рукопашному бою. Однако погибло там немало наших парней, только по Хабаровскому краю почти 90 человек не вернулись домой.

Но попасть в Афганистан Сергею Демину не довелось, хотя он писал рапорт за рапортом. Вместо этого получил назначение в Сирию. А когда вернулся, начался развал Советского Союза. Многие воинские подразделения тогда расформировались. Став директором муниципального предприятия, Сергей Демин не забыл о своих однополчанах.

Его «буря в пустыне»

IMG-20210212-WA0005.jpg

Попал в Сирию и Анатолий Гончаров, тоже кадровый военный. Для него никогда не существовал вопрос «кем стать». Его дед начинал службу еще в царской армии, а погиб в 1943 году под Ростовом. Отец же прошел всю войну пулеметчиком. И для своих двух сыновей, которые тоже стали кадровыми военными, Анатолий Михайлович всегда был примером.

С красным дипломом и золотой медалью он окончил академию Варшавского договора, несколько лет служил на Украине. Когда начались события в Афганистане, написал рапорт с просьбой отправить его туда. Но в 1988 году получил назначение в Сирию. В числе других военных советников занимался подготовкой и переброской войск до границы с Иорданией. Помнит, как вели себя советские танки в пустыне, превосходя иностранные «тигры» и «пантеры». За проведение операций в составе 120-й сирийской бригады, подчинявшейся лично президенту, Гончарова наградили высшим орденом республики.

Вернулся на Украину Анатолий Михайлович накануне развала Советского Союза. В числе пятерых сослуживцев Гончаров отказался присягнуть ей на верность, в течение недели их всех уволили. Забрав личное дело, он уехал на Дальний Восток, где его оставили служить в Дальневосточном погрануправлении. Старший сын Игорь после военного училища получил назначение в Приморье, откуда отправился в Чечню и вскоре погиб при штурме Грозного. Младший сын Дима служил в Московском отряде в Таджикистане. При задержании наркокаравана получил серьезное ранение. Продолжателем военной династии стал внук Женя.

Они помнят всех

IMG-20210212-WA0004.jpg

«Боевое братство», ставшее и для Демина, и для Гончарова второй семьей, отзывается на любую просьбу о помощи. А порой никого и просить не надо — неравнодушных людей у нас много.

— Каждую осень мы развозим родителям погибших картофель и овощи, которые нам бесплатно дают фермеры, — продолжает Сергей Васильевич. — На День матери мы ежегодно собираем женщин, устраиваем для них чаепитие, вспоминаем их не вернувшихся домой сыновей. Поверьте, это очень важно, ведь дороже памяти ничего нет. Художник Алексей Авдеев рисует портреты ребят и передает их в дар школам, где они учились. А там уже нынешние школьники создают уголки памяти и славы погибших хабаровчан.

«Боевое братство» заботится и о местах захоронения. В прошлом году совместно с мэром города и МУП «Спецкомбинат» проведена огромная работа с семьями погибших. На федеральный грант на центральном кладбище восстановили несколько могил военнослужащих, не вернувшихся из Чечни.

— Все соревнования по боксу, вольной борьбе и панкратиону, прошедшие в Хабаровске за последние три года, организовывало «Боевое братство», — приводит еще пример Сергей Васильевич. — Мы их посвятили всем павшим в горячих точках. Когда собирается 200 участников событий, это дорогого стоит. Мы помним каждого, кто не вернулся. По велению души и сердца постоянно ведем военно-патриотическую работу, чтобы подрастающее поколение было готово к защите Родины.


Наш телеграм-канал @khabvesti (16+)